Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Дорджиева Б.Д.
судей
Шихановой О.Г.
Басанговой И.Б.
при секретаре
Шургаевой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарчиевой Эльзы Григорьевны к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты по апелляционной жалобе представителя третьего лица Федерального фонда обязательного медицинского страхования Ванькаевой Г.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Басанговой И.Б. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Шевенова Р.Н. поддержавшего доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, истца Тарчиевой Э.Г. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Тарчиева Э.Г. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, указав, что Министерство здравоохранения Республики Калмыкия на основании приказа N 223 пр от 12 сентября 2014 года заключило с ней договор N 21 от 12 сентября 2014 года о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, переехавшему в 2014 году на работу в сельский населенный пункт. По условиям договора компенсационная выплата подлежала перечислению на ее счет в течение 30 дней со дня заключения договора, однако до сих пор не предоставлена. На ее претензию от 16 марта 2016 года Министерство здравоохранения Республики Калмыкия указало на отсутствие объемов финансирования для производства соответствующей выплаты.
Просила взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия единовременную компенсационную выплату в размере **** рублей в следующем порядке: с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в размере *** рублей; с Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в размере *** рублей, а также просила взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей
В судебном заседании истец Тарчиева Э.Г. уточнив исковые требования, просила взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия *** рублей, из них: *** рублей за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и *** рублей за счет средств республиканского бюджета. Министерство финансов Республики Калмыкия и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования просила привлечь в качестве третьих лиц.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шамаков В.А. иск не признал.
Представители третьих лиц Министерства финансов Республики Калмыкия и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в суд не явились.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 октября 2016 года иск Тарчиевой Э.Г. удовлетворен. С Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Тарчиевой Э.Г. взыскана единовременная компенсационная выплата в размере *** рублей, из них: *** рублей за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и *** рублей за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Федерального фонда обязательного медицинского страхования Ванькаева Г.В. просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать. Указывает, что заявка на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременную компенсационную выплату медицинскому работнику Тарчиевой Э.Г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2014 году не поступала. При вынесении решения суд не учел, что предоставление в 2016 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2014 году на работу в сельский населенный пункт, законом не предусмотрено.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель в статье 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Таким образом, приведенными положениями закона определены критерии, при соответствии которым медицинскому работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать, помимо прочего, обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Республики Калмыкия приняло постановление от 10 июня 2014 года N 227, которым утвержден Порядок предоставления в 2014 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) в 2013-2014 годах на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок (далее - Порядок).
Согласно п. 1 Порядка единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей (далее - выплата) предоставляется медицинским работникам медицинских организаций Республики Калмыкия в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок из другого населенного пункта (далее - медицинские работники) и заключившим договор с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия.
Решение о заключении договора с медицинским работником о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты принимается Министерством здравоохранения Республики Калмыкия до 10 числа месяца, в котором приняты документы от медицинского работника. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) выплаты оформляется приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия (пункты 3, 4 Порядка).
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец Тарчиева Э.Г., *** года рождения, имеет высшее медицинское образование по специальности "педиатрия", что подтверждается дипломом N **** от 26 июня 2009 года, выданным Астраханской государственной медицинской академией Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. В период с 15 августа 2011 года до 25 февраля 2014 года Тарчиева Э.Г. работала врачом-педиатром педиатрического отделения N 3 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Детская городская поликлиника N 4".
10 марта 2014 года Тарчиева Э.Г. принята на должность врача по медицинской профилактике, а 16 июля 2014 года переведена на должность врача-педиатра участкового Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Черноземельская районная больница им. У. Душана", где и продолжает работать по настоящее время.
12 сентября 2014 года между истцом и Министерством здравоохранения Республики Калмыкия заключен договор N 21 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшему (переехавшему) в 2013-2014 годах на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок.
По условиям названного договора Министерство здравоохранения Республики Калмыкия обязалось выплатить Тарчиевой Э.Г. как медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, переехавшему в 2014 году на работу в сельский населенный пункт, единовременную компенсационную выплату в размере один миллион рублей, а Тарчиева Э.Г. обязалась отработать 5 лет в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия "Черноземельская районная больница им. У. Душана" в соответствии с заключенным трудовым договором.
Однако Министерство здравоохранения Республики Калмыкия принятое обязательство по предоставлению Тарчиевой Э.Г. единовременной компенсационной выплаты в размере *** рублей не исполнило.
В письменном ответе от 28 марта 2016 года N 056/1617 на претензию Тарчиевой Э.Г. Министерство здравоохранения Республики Калмыкия сообщило, что единовременная компенсационная выплата будет произведена по мере выделения дополнительных бюджетных ассигнований и объемов финансирования.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований Тарчиевой и полном их удовлетворении.
С указанным выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на положениях вышеприведенного законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление в 2016 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2014 году на работу в сельский населенный пункт, законом не предусмотрено, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения.
Отсутствие у ответчика необходимых финансовых средств для осуществления единовременной компенсационной выплаты не может лишать истца Тарчиеву Э.Г. как медицинского работника, переехавшего на работу в сельскую местность, права на получение гарантированной законом единовременной выплаты, имеющей компенсационный характер и выплачиваемой с целью привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
Довод жалобы о не поступлении в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2014 году заявки на получение иных межбюджетных трансфертов на единовременную компенсационную выплату медицинскому работнику Тарчиевой Э.Г. также не является основанием к отказу истцу в указанной выплате.
Из представленной ответчиком заявки от 12 сентября 2014 года на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам на октябрь 2014 года видно, что в ней указана сумма 3000,0 тыс. рублей на выплаты 6 медицинским работникам, в том числе Тарчиевой Эльзе Григорьевне, 04.01.1985 года рождения.
Указанная заявка выполнена по форме, утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2011 года N 224, подписана министром здравоохранения Республики Калмыкия Р.Т. Нагаевым и направлена им письмом за исх. N 056/5448 от 12.09.2014 г. директору территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия С.К. Якшибаеву.
Следовательно, Министерством здравоохранения Республики Калмыкия соблюден порядок составления и направления заявки на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, установленный статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В части 12. 4 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" закреплено, что предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 названной статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 2542-р утверждено Распределение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях осуществления в соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2014 году.
В соответствии с названным Распоряжением размер иных межбюджетных трансфертов, выделенных Республике Калмыкия, составил 22000тыс. рублей.
Законом Республики Калмыкия от 18 декабря 2013 года доходы бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на 2014 год утверждены также в размере 22000тыс. рублей (статья 3 и Приложение 3 к Закону РК от 18.12.13 г.).
Согласно п. 2 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 марта 2011 г. N 60, территориальный фонд в своей деятельности подотчетен Правительству Республики Калмыкия и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
С учетом приведенных правовых норм коллегия полагает, что право истца на получение единовременной компенсационной выплаты не может быть поставлено в зависимость от неисполнения или ненадлежащего исполнения уполномоченными органами возложенных на них законом обязанности по предоставлению истцу названной выплаты в установленном порядке.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, также не влекут отмену обжалуемого судебного решения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 октября 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий Б.Д. Дорджиев
Судьи: О.Г. Шиханова
И.Б. Басангова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.