Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Шишко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Юнусова А.А. на постановление судьи Первомайского районного суда Оренбургской области от 16 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Юнусова А.А.,
установил:
постановлением судьи Первомайского районного суда Оренбургской области от 16 ноября 2016 года Юнусов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с содержанием в центре временного содержания иностранных граждан отдела МВД России по Беляевскому району (ЦВСИГ).
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Юнусов А.А. выражает несогласие с постановлением судьи, ссылаясь на то, что судьей районного суда не в полном объеме учтены все обстоятельства дела, поскольку фактически у него имелись документы, подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации, однако отсутствовали при себе. К настоящей жалобе приобщены копии миграционной карты и уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, из которых следует, что срок регистрации истекает 02 декабря 2016 года.
В возражениях начальник отдела МВД России по Первомайскому району Наумов А.В. полагает, что постановление судьи районного суда является законным и обоснованным. Указывает на то, что сведения о постановке на миграционный учет Юнусова А.А. по месту пребывания в базе данных ФС ЦБДУИГ в период со 02 сентября по 16 ноября 2016 года отсутствуют.
Гретчин Е.В. (должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении) надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения Юнусова А.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для составления в отношении гражданина Республики *** Юнусова А.А. протокола об административном правонарушении от 16 ноября 2016 года послужил тот факт, что 16 ноября 2016 года в 13 часов 00 минут в (адрес) Первомайского района Оренбургской области начальником отделения по вопросам миграции отдела МВД России по Первомайскому району Гретчиным Е.В. выявлен гражданин Республики *** Юнусов А.А., который находился на территории Российской Федерации со 02 сентября 2016 года без документов, подтверждающих право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а именно без паспорта, миграционной карты и уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Действия иностранного гражданина были квалифицированы должностным лицом органа внутренних дел по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья Первомайского районного суда Оренбургской области пришел к выводу о доказанности факта совершения гражданином Республики *** Юнусовым А.А. указанного административного правонарушения.
С выводами судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Судьей районного суда в ходе рассмотрения дела не было учтено, что гражданин Республики *** Юнусов А.А. прибыл на территорию Российской Федерации 02 сентября 2016 года через железнодорожный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска ***, ему выдана миграционная карта, он поставлен на миграционный учет до 02 декабря 2016 года с указанием работы в качестве цели визита. Принимающей стороной миграционный орган уведомлен о прибытии иностранного гражданина в место пребывания по адресу: (адрес), сроком пребывания до 02 декабря 2016 года.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе копией миграционной карты гражданина Республики *** Юнусова А.А. из содержания которой следует, что он въехал на территорию Российской Федерации 02 сентября 2016 года через железнодорожный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска ***, сроком пребывания до 02 декабря 2016 года; копией отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, согласно которой принимающая сторона уведомила миграционный орган о прибытии Юнусова А.А. в место пребывания по адресу: (адрес), сроком пребывания до 02 декабря 2016 года; копией паспорта иностранного гражданина N N, период действия с 18 февраля 2016 года по 17 февраля 2026 года. Оригиналы указанных документов представлены суду для обозрения в ходе рассмотрения настоящей жалобы, подлинность которых сомнений не вызывает.
Таким образом, Юнусов А.А. на момент составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ имел документы, подтверждающие право на его пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Отсутствие у Юнусова А.А. при себе документов, подтверждающих право на его пребывание (проживание) в Российской Федерации, в момент проведения проверки должностному лицу органа внутренних дел не свидетельствует о наличии в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Суждение судьи районного суда о наличии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, сделано без учета приведенных выше положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, международных договоров и не основано на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Место пребывания иностранного гражданина определено в п. 4 ч. 1 ст. 2 п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ как жилое помещение, не являющееся местом его жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.
Согласно п. 2 ст. 20 Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Из объяснений Юнусова А.А. следует, что он прибыл (адрес) Первомайского района Оренбургской области 15 ноября 2016 года с целью пересечения границы и возвращении в Республику ***, поскольку были утеряны документы (паспорт, миграционная карта и уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания), был задержан сотрудником полиции, а 16 ноября 2016 года в отношении него составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление. Указанные документы были переданы Юнусову А.А. родственником, в момент нахождения его в центре временного содержания иностранных граждан отдела МВД России по Беляевскому району (ЦВСИГ).
Иных сведений, подтверждающих нахождение Юнусова А.А. на территории Оренбургской области более 7 дней до момента составления в отношении него протокола об административном правонарушении, материалы дела не содержат, должностным лицом не представлены. Следовательно, в действиях Юнусова А.А. также не усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Первомайского районного суда Оренбургской области от 16 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Юнусова А.А. подлежат отмене. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу гражданина Республики *** Юнусова А.А. удовлетворить.
Постановление судьи Первомайского районного суда Оренбургской области от 16 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Юнусова А.А. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.