Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Федотовой Е.В., Судак О.Н.
при секретаре Шишко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Позднякова Ю.В. к Обществу с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания", Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" об обязании провести ремонт, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская управляющая компания" на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 22 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., объяснения представителя ответчика ООО "Оренбургская управляющая компания" Голоктионовой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей соответчика некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" Шульга В.В. и Маркасова Д.Г., истца Позднякова Ю.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Поздняков Ю.В. обратился в суд с иском к ООО "Оренбургская управляющая компания" об обязании заменить балки перекрытия, компенсации морального вреда, мотивируя его тем, что он является собственником квартиры N, расположенной по адресу: (адрес), которая расположена на последнем этаже трехэтажного дома. С 2013 года в его квартире протекает крыша, в результате чего в квартире начала отслаиваться штукатурка потолка. При его обращении в управляющую компанию был составлен акт осмотра, при этом никаких действий предпринято не было. В 2015 году ситуация ухудшилась, от постоянных протечек потолка произошел прогиб потолочного перекрытия, лопнули поддерживающие балки, образовались сквозные отверстия на чердачное помещение. В зимнее время в квартире занижена температура. На его обращение ООО "Оренбургская управляющая компания" был произведен осмотр, после чего были установлены подпорки под лопнувшие балки перекрытия. Восстановление балок и потолочного перекрытия не производили. Ситуация с каждым днем ухудшается. В связи с изложенным просил обязать ООО "Оренбургская управляющая компания" заменить балки перекрытия потолка и произвести соответствующий ремонт, поскольку сложившееся ситуация привела к разрушению данных балок и потолка; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью "БСБ", в качестве соответчика Некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Решением суда исковые требования Позднякова Ю.В. удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Оренбургская управляющая компания" в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить повреждения конструкции перекрытия, а именно : прогиб несущих балок, трещины, повреждение и разрушение обшивки, штукатурного слоя. Взыскал с ООО "Оренбургская управляющая компания" в пользу Позднякова Ю.В. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска к НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" отказал.
На указанное решение суда представителем ООО "Оренбургская управляющая компания" подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - ООО "БСБ", извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Судебная коллегия определиларассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Поздняков Ю.В. является собственником жилого помещения - (адрес). Управление данным многоквартирным домом осуществляется ответчиком ООО "Оренбургская управляющая компания".
В указанной квартире произошел прогиб потолочного перекрытия, лопнули поддерживающие балки, образовались сквозные отверстия на чердачное помещение. Указанные обстоятельства подтверждаются актами, составленными 12.08.2013 г. и 05.11.2015 года работниками ООО "Оренбургская управляющая компания", а также актом начальника участка ООО "Промышленное и жилищное строительство" от 17.11.2015 года.
Для предотвращения обрушения потолочного перекрытия управляющей организацией установлены подпорные стойки.
Удовлетворяя исковые требования Позднякова Ю.В. и обязывая ООО "Оренбургская управляющая компания" устранить прогиб несущих балок, суд, со ссылкой на нормы ст.ст. 161, 162, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 года, Правила о нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003г. N170, указал, что выявленные в квартире истца недостатки возникли по вине управляющей организации, которая не обеспечила надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает истец, и возложил на управляющую организацию такой ремонт произвести.
Однако с указанными выводами судебная коллегия не соглашается ввиду следующего.
В соответствии с п.3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Как установлено пунктом 3 стать 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В январе 2014 года официально опубликовано Постановление Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 года "Об утверждении региональной программы "проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-20143 годах".
Таким образом, с октября 2014 года собственники вносят взносы на капитальный ремонт не в управляющую организацию, а либо на специальный счет, либо на счет регионального оператора в зависимости от выбранного собственниками способа формирования фонда капитального ремонта. Т.е. с указанного времени управляющая организация не осуществляет проведение капитального ремонта, поскольку не собирает средства на его проведение.
Как установлено в судебном заседании, собственники спорного дома формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, каковым является соответчик по делу - некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
В соответствии с п.1 ст. 11 Закона Оренбургской области от 21.08.2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" установлено, что региональной программой капитального ремонта определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Пунктом 4 указанного закона установлена обязанность органов местного самоуправления утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта. Такие планы (сроком до трех лет) утверждаются ежегодно до 15 июля года, предшествующего планируемому году. На основании этих планов, утвержденных органами местного самоуправления, Правительство Оренбургской области утверждает краткосрочный план реализации региональной программы.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 06.06.2014 года N 1221-п "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах" капитальный ремонт спорного дома должен быть проведен в 2015 году. Однако такой ремонт не проведен до настоящего времени.
Заключением специалистов ООО "Инженерная группа "БСБ" установлено, что техническое состояние строительных конструкций чердачного перекрытия спорного жилого дома оценивается как аварийное.
Рекомендовано разработать проект и выполнить замену поврежденных участков чердачного перекрытия.
Такой проект был разработан специалистами ООО "ДИОС-1". В разделе "Порядок производства работ" указано на необходимость демонтажа аварийных деревянных балок и замене их на новые.
Чердаки и ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая плиты перекрытий и иные ограждающие несущие конструкции являются общим имуществом многоквартирного дома ( п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества..").
В соответствии с Приложением N 8 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к работам по капитальному ремонту отнесены ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий.
Этим же Постановлением к работам по текущему ремонту перекрытий отнесена лишь частичная смена отдельных элементов, заделка швов и трещин, укрепление и окраска.
07.04.2016 года между региональным оператором - НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" и обществом с ограниченной ответственностью "БСБ" был заключен договор подряда по выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту, в том числе, конструкции чердачного перекрытия спорного жилого дома.
Как следует из локального сметного расчета к указанному договору, замена балок должна быть произведена на площади почти 200 кв.м., что не является частичной сменой отдельных элементов перекрытий, соответственно эти работы не могут быть отнесены к текущему ремонту и являются капитальным ремонтом общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п.1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Статьей 18 Закона Оренбургской области от 21.08.2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" указанный перечень работ дополнен работами по ремонту систем пожаротушения и дымоудаления, установке коллективных приборов учета потребления ресурсов, разработке проектно-сметной документации, проведению экспертизы проектно-сметной документации, выполнению работ по осуществлению строительного контроля, обязательному подтверждению соответствия законченных капитальным ремонтом (заменой) лифтов.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме ( п.3 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, работы по капитальному ремонту перекрытий в указанных перечнях не перечислены. Однако это не может являться основанием для отказа регионального оператора в производстве такого ремонта.
Как пояснил в судебном заседании представитель НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", собственниками помещений в спорном доме было принято решение об установлении размера взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный. Доказательств того, что указанное решение не содержало в перечне дополнительных работ по капитальному ремонту работы по замене чердачного перекрытия ответчиком не представлено. Само решение суду также не представлено.
В соответствии с пунктами 1-6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
2) смета расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.
Как установлено п.п. 1-2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Как следует из смысла указанных норм, отсутствие решения общего собрания по вопросу проведения капитального ремонта не является основанием для отказа в его проведении, поскольку в данном случае такое решение принимается органом местного самоуправления.
Кроме того, о необходимости проведения капитального ремонта, а также необходимом перечне работ собственникам должен сообщить региональный оператор и только после этого у собственников возникает обязанность по принятию решения о проведении капитального ремонта, в том числе перечне необходимых работ.
Как пояснил в судебном заседании представитель НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", такое предложение они собственникам не направляли, в связи с чем у последних отсутствовала возможность такое решение принять, особенно в части перечня необходимых работ. Не обладая специальными знаниями в области строительства, а также полномочиями по обследованию строительных конструкций, собственники не могли самостоятельно определить какие работы по капитальному ремонту необходимо провести в их доме.
В связи с чем ссылка представителя НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" на отсутствие у них обязанности по проведению капитального ремонта в связи с отсутствием решения общего собрания собственников помещений спорного дома относительно необходимости замены чердачного перекрытия является необоснованной.
Не принимается во внимание судебной коллегией и довод представителя ответчика о невозможности проведения ремонта чердачного перекрытия в связи с недостаточностью размера взноса собственников спорного дома для проведения такого ремонта.
Как было указано ранее, в соответствии с п.1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта и в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Кроме того, в соответствии с п.6 статьи 27 Закона Оренбургской области от 21.08.2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.
Таким образом, в этом случае региональный оператор не лишен возможности получить указанные средства от собственников и после проведения капитального ремонта.
Т.е. указанные представителем НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" доводы о невозможности проведения капитального ремонта чердачного перекрытия жилого дома в связи с отсутствием решения общего собрания о необходимости проведения такого ремонта, а также в связи с недостаточностью средств на его проведения являются несостоятельными и не могут являться основанием для освобождения регионального оператора от необходимости проведения капитального ремонта.
То обстоятельство, что после принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" расторг договор подряда, заключенный с ООО "БСБ" на проведение работ по капитальному ремонту чердачного перекрытия спорного жилого дома, юридически значимым обстоятельством по делу не является и не влияет на обязанность НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" обеспечить проведение такого ремонта.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части возложения на управляющую организацию обязанности по проведению капитального ремонта является незаконным и подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, с вынесением нового решения - об обязании НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" провести капитальный ремонт чердачного перекрытия указанного выше жилого дома и отказе в удовлетворении иска к ООО "Оренбургская управляющая компания".
Истцом также заявлены исковые требования о компенсации морального вреда. Судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении указанных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Учитывая, что НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" фактически оказывает собственникам помещений в многоквартирных домах услугу по обеспечению проведения капитального ремонта, а собственники за это вносят соответствующие взносы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на указанные правоотношения распространяется указанный выше закон.
А поскольку установлено, что НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" ненадлежащим образом исполняется свои обязанности по оказанию указанной услуги, с него в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которого судебная коллегия считает возможным определить в 30 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 328-329, п.п.4 п.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 22 августа 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Позднякова Ю.В. удовлетворить частично. Обязать некоммерческую организацию "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" обеспечить проведение капитального ремонта с заменой поврежденных участков чердачного перекрытия жилого дома (адрес) и взыскать с некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу Позднякова Ю.В. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.