Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Федотовой Л.Б.
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 сентября 2016 года по делу по административному исковому заявлению Черепахиной И.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании бездействия по нерассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Черепахина И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - УФСИН России) об оспаривании бездействия по нерассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья, указав, что она проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы, уволена по п. "в" ч. 1 ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет на момент увольнения в календарном исчислении составила более 10 лет. (дата) она обратилась с заявлением в подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, предоставив все необходимые для рассмотрения вопроса документы. Согласно выписке из протокола совещания подкомиссии при заместителе начальника УФСИН России от (дата) N по результатам рассмотрения рапорта и представленных документов принято решение о направлении документов истца для получения единовременной выплаты в комиссию Федеральной службы исполнения наказаний. Письмом от (дата) УФСИН России по Оренбургской области уведомило истца, что документы будут направлены ответчику. При этом заявление истца ответчик рассматривает более 2-х лет, тогда как в соответствии с п. 7 Правил обязан рассмотреть в течение трех месяцев. Бездействие ответчика на протяжении длительного времени, непринятие решения о постановке истца на учет или об отказе в такой постановке, нарушает права истца, поскольку она лишена возможности иным способом получить сведения о причитающейся или не причитающейся ей социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения.
Просила признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России по нерассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Обязать ответчика рассмотреть поданное истцом заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России по нерассмотрению заявления Черепахиной И.А. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья; обязал Федеральную службу исполнения наказаний России рассмотреть поданное Черепахиной И.А. заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
С таким решением не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что в настоящее время комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты документы, представленные заявителем, рассмотрены. По результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в постановке на учет Черепахиной И.А. в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФСИН России Мастрюкова М.Ф., действующая на основании доверенности от (дата), доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Черепахина И.А. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения.
Заслушав судью-докладчика, объяснения сторон, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N, на основании заявления и необходимых документов комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в части 3 статьи 4 Закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что (дата) Черепахина И.А. обратилась с заявлением в подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, предоставив все необходимые для рассмотрения вопроса документы.
Согласно выписке из протокола совещания подкомиссии при заместителе начальника УФСИН России по Оренбургской области от (дата) N по результатам рассмотрения рапорта и представленных документов принято решение о направлении документов истца для получения единовременной выплаты в комиссию Федеральной службы исполнения наказаний.
Письмом от (дата) УФСИН России по Оренбургской области уведомило истца, что документы будут направлены в комиссию Федеральной службы исполнения наказаний.
Как следует из представленных письменных возражений ФСИН России от (дата), комиссией ФСИН России по рассмотрению споров предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, документы, представленные заявителем, в установленный трехмесячный срок не были рассмотрены.
Согласно письму УКСНЭР ФСИН России от (дата) документы в отношении Черепахиной И.А. будут вынесены на заседание комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не позднее (дата).
Однако на момент рассмотрения дела сведений о рассмотрении документов не поступило, что подтвердил в судебном заседании ответчик.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что поскольку доказательств выполнения ФСИН России требований пункта 7 Правил N 369 не представлено, следовательно, со стороны ФСИН России имеется незаконное бездействие, которым нарушены права гражданина.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части несвоевременного рассмотрения заявления Черепахиной И.А., поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Довод апелляционной жалобы о том, что увеличение предусмотренного законом срока рассмотрения документов происходит по причине значительного объема таких заявлений, не может быть принят во внимание, поскольку обстоятельства, связанные с организацией работы государственного органа, в том числе отсутствие необходимого штата сотрудников, большой объем работы, не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение установленных нормативными актами сроков исполнения обязанностей, возложенных на такой орган.
Между тем судебная коллегия полагает, что решение в части возложения обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России рассмотреть поданное Черепахиной И.А. заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно представленной представителем ответчика заверенной копии выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от (дата) документы Черепахиной И.А. о постановке граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты рассмотрены по существу.
Как следует из содержания протокола, решением комиссии ФСИН России постановленоотказать Черепахиной И.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека семьи более 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Поскольку вопрос о постановке Черепахиной И.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ФСИН России уже разрешен до вынесения решения судом первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении данной части требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 сентября 2016 года в части требований обязать Федеральную службу исполнения наказаний России рассмотреть поданное Черепахиной И.А. заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований обязать Федеральную службу исполнения наказаний России рассмотреть поданное Черепахиной И.А. заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 сентября 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.