Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Федотовой Л.Б., Кудряшова В.К.,
при секретаре Гатченко О.О.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области на решение Тюльганского районного суда Оренбургской области от 12 сентября 2016 года по делу по административному исковому заявлению прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тюльганская районная больница", министерству здравоохранения Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании выполнить определенные действия,
установила:
Прокурор Тюльганского района обратился в суд с административным иском, указав, что, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения пожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания населения и медицинских организациях и учреждениях с массовым круглосуточным пребыванием людей, подведомственных министерствам социального развития и здравоохранения Оренбургской области. В результате проведенной проверки установлено, что в деятельности ГБУЗ "Тюльганская РБ" обнаружены нарушения требований пожарной безопасности. ГБУЗ "Тюльганская РБ" в (дата) выдано предписание начальника ОНД по Тюльганскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области, однако в ходе повторной проверки в (дата) вновь были выявлены нарушения пожарной безопасности. Учредителем и собственником имущества учреждения является Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляются министерством здравоохранения Оренбургской области. Просил суд признать незаконным бездействие ГБУЗ "Тюльганская РБ", министерства здравоохранения Оренбургской области по неисполнению обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязать министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечить финансирование на проведение мероприятий в объеме, необходимом для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязать административных ответчиков устранить до (дата) с момента вступления в законную силу решения суда нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Решением Тюльганского районного суда Оренбургской области от 12 сентября 2016 года административное исковое заявление прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
Министерство здравоохранения Оренбургской области в апелляционной жалобе на указанное решение суда просит об его отмене, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Заслушав судью - докладчика, пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела, судом первой инстанции было установлено, что в ходе прокурорской проверки деятельности ГБУЗ "Тюльганская РБ" соответствию требованиям действующего законодательства РФ по обеспечению безопасности граждан при оказании медицинских услуг обнаружены нарушения требований пожарной безопасности. С целью устранения данных нарушений ГБУЗ "Тюльганская РБ" в (дата) было выдано предписание начальника ОНД по Тюльганскому району ГУ МЧС России по Оренбургской области, однако в ходе повторной проверки в (дата) вновь были выявлены нарушения пожарной безопасности: отделка пола в общем коридоре выполнена из горючих материалов, двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах, двери, ведущие со второго этажа поликлиники в лестничную клетку, закрываются не по направлению выхода из здания, выходы из лестничных клеток на чердак не предусмотрены через противопожарные двери 2 - го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м., двери электрощитовых, складов не выполнены противопожарными, не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, основываясь на положениях Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Нормами пожарной безопасности 110-03, утвержденными Приказом МЧС от 18.06.2003 N 315, пришел к выводу о том, что на ГБУЗ "Тюльганская РБ" и Министерстве здравоохранения Оренбургской области лежит обязанность по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности. Установив, что допущены нарушения норм пожарной безопасности, суд обязал административных ответчиков их устранить в срок до (дата), признав бездействие по неисполнению обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требования прокурора к ГБУЗ "Тюльганская РБ" на основании следующего.
Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 год N 69-ФЗ определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 ФЗ N 69).
Конкретные требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Судом первой инстанции было установлено, что в настоящее время ГБУЗ "Тюльганская РБ" не устранено нарушение, указанное в п.1 - отделка пола в общем коридоре выполнена из горючих материалов, что ГБУЗ "Тюльганская РБ" не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований к ГБУЗ "Тюльганская РБ", у суда первой инстанции не имелось.
Выводы суда в этой части соответствуют как нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения, так и имеющим значение для дела фактам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, при этом в решении содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы в части установления иного срока для устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности, заслуживают внимания, поскольку определенный судом срок до (дата) нельзя признать достаточным для такого устранения. В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной части, установив срок до (дата).
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с решением суда в части удовлетворения требований к Министерству здравоохранения Оренбургской области.
Удовлетворяя указанные требования, суд первой инстанции исходил из того, что министерство здравоохранения Оренбургской области, являясь учредителем ГБУЗ "Тюльганская РБ", не обеспечило достаточное финансирование, позволяющее исполнить предписание инспектора по пожарному надзору, что является основанием для возложения обязанности по устранению нарушения требований пожарной безопасности и на министерство.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции не было учтено следующее.
Из Устава ГБУЗ "Тюльганская РБ" следует, что учредителем и собственником имущества является Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляет министерство здравоохранения Оренбургской области. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Оренбургской области осуществляет министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (п.1.3). Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законом порядке (п.1.7). Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества (п.1.8). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное в установленном порядке за Учреждением на праве оперативного управления, средства обязательного медицинского страхования, доходы, полученные от приносящей доход деятельности, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования (п.3.4). Для выполнения уставных целей Учреждение имеет право в порядке, установленном законодательством выполнять требования охраны труда, техники безопасности, общей и пожарной безопасности, производственной санитарии для работающих в соответствии с законодательством, разрабатывать и реализовывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда, предупреждение производственного травматизма и аварийных ситуаций (п.4.2.11).
В соответствии с ч.7 ст.35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326 - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, оплату работ и услуг по содержанию имущества.
Принимая во внимание изложенное, а так же то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие недостаточность денежных средств у ГБУЗ "Тюльганская РБ" для устранения вышеуказанного нарушения пожарной безопасности, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований к министерству здравоохранения Оренбургской области нельзя признать законным и обоснованным, поскольку Уставом именно на ГБУЗ "Тюльганская РБ" возложена обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и определены источники формирования финансовых ресурсов.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований к министерству здравоохранения Оренбургской области не имелось, в связи с чем, решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового - об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тюльганского районного суда Оренбургской области от 12 сентября 2016 года в части удовлетворения административного искового заявления прокурора Тюльганского района Оренбургской области к министерству здравоохранения Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании выполнить определенные действия отменить, вынести в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанного административного искового заявления отказать.
В части удовлетворения административного искового заявления к ГБУЗ "Тюльганская районная больница" решение изменить в части срока устранения нарушения требований пожарной безопасности, установив срок до (дата).
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.