Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. административное дело по иску Ондар Н.Ш, к администрации муниципального района "Кызылский район" Республики Тыва о признании отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков незаконным, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельных участков по апелляционной жалобе представителя истца Сан-оол С.С. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 23 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Ондар Н.Ш. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва (далее - администрация Кызылского кожууна), указывая на то, что по ее заявлению администрация 03 сентября 2015 года провела публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования двадцати земельных участков с индивидуальными кадастровыми номерами общей площадью ** кв.м., находящихся в **. 07 сентября 2015 года комиссия по проведению публичных слушаний отказала в удовлетворении ее заявления об изменении вида разрешенного использования (назначения) земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства и дачного хозяйства" по причине отсутствия согласованного проекта застройки и землепользования, отсутствия инженерных коммуникаций и подъездных путей и отсутствия разбивки земельных участков с привязкой к местности. Считает отказ в изменении вида разрешенного использования земельных участков незаконным. Проект застройки и землепользования является документом градостроительного зонирования и утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления после изменения вида разрешенного использования земельного участка. Инженерные коммуникации и подъездные пути определяются в соответствии с градостроительным законодательством после изменения вида разрешенного использования земельных участков. При виде разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" градостроительным регламентом необходимость инженерных коммуникаций и подъездных путей не предусмотрена. Разбивка земельных участков с привязкой к местности произведена в соответствии с Законом о кадастре недвижимости, а вынос границ в натуру будет произведен после изменения вида разрешенного использования земельного участка. На основании возражения единственного гражданина Иргита Н.Ш. комиссия по проведению публичных слушаний администрации Кызылского кожууна приняла решение об отказе в удовлетворении её заявления об изменении вида разрешенного использования земельных участков. Просила признать отказ администрации Кызылского кожууна от 07 сентября 2015 года за исх. N 918 в виде протокола и заключения публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования двадцати земельных участков с индивидуальными кадастровыми номерами общей площадью ** кв.м., находящихся в **, незаконным, обязать администрацию Кызылского кожууна изменить вид разрешенного использования данных земельных участков "для ведения личного подсобною хозяйства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства и дачного хозяйства".
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 23 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований Ондар Н.Ш. отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Сан-оол С.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований Ондар Н.Ш., ссылаясь на то, что основания, по которым администрация Кызылского кожууна в лице комиссии по проведению публичных слушаний отказала в изменении вида разрешенного использования земельных участков, необоснованны, так как проект застройки и землепользования, инженерные коммуникации и подъездные пути, разбивка земельных участков с привязкой к местности подготавливаются и производятся после изменения вида разрешенного использования земельного участка.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик Ондар Н.Ш. и ее представитель Сан-оол С.В. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержали.
Представители ответчика - администрации Кызылского кожууна, заинтересованного лица - Управления Росреестра по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил. Судебная коллегия в порядке ст. 150 КАС РФ рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании их решения, действия (бездействия) Незаконными.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцу Ондар Н.Ш. на праве собственности принадлежат 20 земельных участков, расположенных по адресу: **, площадью по ** кв. метров каждый, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Право собственности истца на земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15 мая 2014 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Протокольным решением комиссии по проведению публичных слушаний администрации Кызылского кожууна от 03 сентября 2015 года и заключением по результатам публичных слушаний отказано в изменении вида разрешенного использования принадлежащих Ондар Н.Ш. земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства и дачного хозяйства" по причине отсутствия согласованного проекта застройки и землепользования, отсутствия инженерных коммуникаций и подъездных путей, а также отсутствия разбивки земельных участков с привязкой к местности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения без изменения категории такого рода земельных участков невозможно.
Судебная коллегия с таким выводом согласна, так как он основан на правильном применении норм материального права.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Указанное, однако, не предполагает, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка не должны соблюдаться основные принципы земельного законодательства, а также нормативно установленные правила, в том числе, связанные с использованием земли, предназначенной для определенных целей.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство ведется с целью производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, сельскохозяйственные земли, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства, исходя из их целевого назначения, также относятся к сельскохозяйственным угодьям.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст.1, п.3 ч. 2, и ч. 6 ст. 30, части 1 и 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 ГсК РФ).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела следует, что земельные участки, принадлежащие истцу Ондар Н.Ш. на праве собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не переводились, расположены в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий.
При указанных обстоятельствах отказ администрации Кызылского кожууна в изменении вида разрешенного использования земельных участков является законным. Правовых оснований для удовлетворения заявленных Ондар Н.Ш. исковых требований не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда, судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами дела.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 декабря 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.