Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Баутдинова М.Т., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску Олейника К.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Тыва о признании незаконным отказа в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить на учёт для получения указанной социальной выплаты по апелляционной жалобе представителя ответчиков по доверенности Сундуй Д.М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 сентября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец Олейник К.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование иска указав на то, что состоит в должности ** Федерального казённого учреждения "Отдел по конвоированию Управления федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Тыва" (далее - УФСИН России по Республике Тыва), является **. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 2016 год составляет более ** лет. 05 декабря 2013 года он обратился в территориальную подкомиссию с рапортом (заявлением) о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К рапорту им были приложены справка о составе семьи, ксерокопии паспортов, свидетельств о заключении брака, о рождении детей, послужного списка, справка о выслуге лет, выписка из домовой книги, правоустанавливающих документов на жилые помещения, справка из Управления Росреестра по Республике Тыва, справка из БТИ. Территориальная подкомиссия УФСИН России по Республике Тыва приняла его документы к рассмотрению. Однако решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) от 13 августа 2015 года в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ему было отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила), а именно - в связи с отсутствием копии лицевого счета. С данным отказом он не согласен. Он и его члены семьи постоянно зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью ** кв.м. по адресу: **, принадлежащем на праве собственности его супруге О. По данному адресу представлена выписка из домовой книги, согласно которой на указанной жилплощади постоянно зарегистрированы 4 человека, т.е. на каждого зарегистрированного приходится ** кв.м. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации ни он, ни члены его семьи не имеют. Ранее ему социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась. На основании п. 2 вышеуказанных Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи. Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признаётся место жительства их родителей. Ввиду отсутствия недостатков документы ему в установленном порядке возвращены не были, законные основания для отказа в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствуют. Указание в решении ФСИН России от 13 августа 2015 года об обязательности предоставления копии финансового лицевого счёта не может быть признано обоснованным, поскольку дом, в котором проживает он с членами своей семьи, является частным домовладением, финансовые лицевые счета по нему не ведутся. Просит признать незаконным отказ комиссии ФСИН России в постановке его на учёт на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязать комиссию ФСИН России поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из 4 человек с момента подачи заявления в подкомиссию УФСИН России по Республике Тыва от 25 декабря 2013 года.
Решением суда иск Олейника К.В. удовлетворен частично. Постановлено решение комиссии ФСИН России от 13 августа 2015 года N ** признать незаконным, обязать ФСИН России поставить Олейника К.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из даты подачи им заявления - 25 декабря 2013 года, на состав семьи: Олейник К.В., О., П., И. В удовлетворении иска к УФСИН РФ по Республике Тыва отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков - ФСИН России, УФСИН России по Республике Тыва Сундуй Д.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование указывает на то, что истец обязан был при подаче рапорта предоставить документы, подтверждающие невозможность получения копии финансового лицевого счёта. Соответствующая справка из Департамента по социальной политике Мэрии г. Кызыла предоставлена им только в ходе судебного рассмотрения. Отсутствие информации о регистрации детей до 24.08.2013 года препятствовало возможности определения обеспеченности членов семьи истца жилой площадью до 24.08.2013 года, тогда как обязанность по предоставлению таких документов возлагается на заявителя. Доказательства невозможности получения данных документов истцом не предоставлен. Истцом неверно установлена подсудность по данному делу, поскольку УФСИН России по Республике Тыва является самостоятельным юридическим лицом и требований к нему не заявлялось, ФСИН России находится в г. Москве.
В возражении на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, право на социальную выплату сохраняют действующие сотрудники, принятые на учёт нуждающихся в период прохождения службы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона единовременная социальная выплата (далее - ЕСВ) предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Частью 6 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона установлено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 Правил приведён перечень документов, которые сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением в целях постановки на учёт, в том числе: копия послужного списка сотрудника (пп. "г"); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (пп. "з").
Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учёт. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 05 декабря 2013 года на имя директора ФСИН России от Олейника К.В. в УФСИН России по Республике Тыва поступил рапорт о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369. Состав семьи: О. (супруга), дети: П., И ... Истец Олейник К.В. совместно с семьёй последние ** лет зарегистрирован в жилом помещении общей площадью ** кв.м. по адресу: **, принадлежащем на праве собственности его супруге О. Истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения. Ему и членам его семьи ранее ЕСВ не предоставлялась.
Согласно выписке из решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН по Республике Тыва единовременной социальной выплаты от 25 декабря 2013 года следует, что решено направить в ФСИН России пакет документов для принятия решения о постановке Олейник К.В. на учёт для получения единовременной выплаты.
Согласно выписке из протокола N 49 от 13 августа 2015 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты по приобретению или строительства жилого помещения следует, что Олейник К.В., ** ФКУ ОК УФСИН России по Республике Тыва обратился с рапортом о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты в территориальную комиссию УФСИН России по Республике Тыва 05 декабря 2013 года. Выслуга лет в календарном исчислении более ** лет. Состав семьи ** человека: заявитель, его супруга О. (брак зарегистрирован ** года), дети П., И ... Заявитель с 1998 года, супруга с 10.10.1997 года и дети с 24.08.2013 года постоянно зарегистрированы по адресу: **. Жилое помещение общей площадью ** кв.м, принадлежит на праве собственности О. (супруга заявителя). Представлена выписка из домовой книги, согласно которой числится ** постоянно зарегистрированных человека, на каждого приходится по ** кв.м. Отсутствует копия финансового лицевого счёта или документ его заменяющий. Отсутствует информация о проживании детей до 24 августа 2013 года (за последние пять лет). Представлены справки из БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные территориальными Управлениями Росреестра, с указанием девичьей фамилии супруги заявителя. Ранее Олейнику К.В. единовременная социальная выплата не предоставлялась. Постановлено: отказать Олейнику К.В. в постановке на учёт для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N369.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что квартира является частным жилым домом, жильцам которого коммунальные услуги не оказываются, следовательно, финансового лицевого счёта на частный неблагоустроенный дом не имеется и не он не мог быть выдан, а требование о предъявлении финансового лицевого счёта на частный неблагоустроенный дом при его отсутствии является неправомерным. Справка о невозможности представить финансовы1 лицевой счёт выдается в связи с наличием такого счёта и отсутствием возможности представить её. При этом при подаче документов на получение единовременной социальной выплаты в Подкомиссию в соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Правил истцом была представлена выписка из домовой книги, в которой отражены сведения о владельцах квартиры по адресу: **, и сведения о зарегистрированных гражданах по месту жительства в данном жилом помещении.
Судебная коллегия с таким выводом согласна, поскольку п. 5 Правил предусмотрено представление сотрудником одного из указанных в этом пункте документов: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства либо заменяющих их документов.
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 г. N 496 утверждён Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок).
Согласно п. 10.1 вышеуказанного Порядка территориальные подкомиссии и Подкомиссии в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абзаце третьем п. 7 настоящего Порядка (сотрудников территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудников учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации), и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС, осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учёт для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций территориальные подкомиссии и подкомиссии, в частности, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определённому в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата (п. 10.2 Порядка).
Территориальные подкомиссии и подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решений о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учёт для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учёт осуществляет подготовку для направления в ФСИН России пакета документов, который должен содержать: сопроводительное письмо от имени начальника соответствующего территориального органа ФСИН России ... (п. 11 Порядка).
В нарушение требования п. 10.2 Порядка территориальная подкомиссия УФСИН России по Республике Тыва не проверила представленные истцом документы на предмет соответствия установленному порядку их оформления.
Истец имеет выслугу лет в календарном исчислении более 18 лет, ранее единовременная социальная выплата ему не предоставлялась, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона он имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника). Таким образом, регистрация детей с 24 августа 2013 года по месту проживания по адресу: ** где истец фактически проживает со своей семьёй с 1998 года, не может расцениваться как намеренные действия истца, повлекшие ухудшение жилищных условий, с целью приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. Приобретение семьей истца права состоять на учёте в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты следствием этих действий не являлось. В этой связи доводы апелляционной жалобы о правомерности принятого комиссией УФСИН России решения, обусловленного отсутствием информации о регистрации детей до 24 августа 2013 года, необоснованны, поскольку установление данного факта не порождает юридически значимых последствий в сфере спорных правоотношений.
Признав незаконным отказ ФСИН России в постановке истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд в целях восстановления его нарушенного права обоснованно обязал УФСИН России принять истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им рапорта, направления пакета документов для принятия решения о постановке Олейника К.В. на учёт для получения единовременной выплаты - 25 декабря 2013 года.
Поскольку одним из ответчиков по делу являлось УФСИН РФ по РТ, имеющее юридический адрес: г. Кызыл, ул. Чехова, д. 2, рассмотрение дела Кызылским городским судом Республики Тыва являлось правомерным.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям, приводившимся стороной ответчика в ходе судебного разбирательства, они являлись предметом исследования и оценки суда, по существу сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в решении, и не ставят под сомнение правильность постановленного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 декабря 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.