Судья Липецкого областного суда Жукова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по жалобе Грыжанова В.В. на решение судьи Левобережного районного суда г.Липецка от 01 ноября 2016 года, которым постановлено:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель от 28.07.2016 г. по делу об административном правонарушении N 65-16 о привлечении Грыжанова В.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, которым ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты" оставить без изменения, а жалобу Грыжанова В.В. на данное постановление - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, судья
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель от 28.07.2016 г. Грыжанов В.В. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, и подвергнут наказани ю в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" "данные изъяты".
Не согласившись с данным постановлением, Грыжанов В.В. обратился с жалобой в районный суд.
Решением судьи Левобережного районного суда г.Липецка от 01 ноября 2016 года указанное выше постановление оставлено без изменения, жалоба Грыжанова В.В.- без удовлетворения.
В жалобе в Липецкий областной суд Грыжанов В.В. просит отменить постановление заместителя главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель от 28.07.2016 г. и решение судьи Левобережного районного суда г.Липецка от 01 ноября 2016 года, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что:
в его действиях отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8. КоАП РФ;
использование земельного участка с кадастровым номером N для размещения на нем административного здания и спортивного клуба "Оранж Фитнес" и парковки автомобилей не влечет нарушение правового режима, установленного для земель населенных пунктов, так как эта категория земель прямо предназначена для застройки и развития населенных пунктов, в том числе, для создания общественно-деловых зон; а также полностью соответствует разрешенному виду использования земельного участка, установленному градостроительным регламентом и Правилами землепользования и застройки города Липецка, которые позволяют в качестве основного вида разрешенного использования использовать земельные участки данной зоны (О-3) для строительства и эксплуатации административных зданий, спортивных залов и площадок, спортивных комплексов и бассейнов, а также в качестве вспомогательного вида разрешенного использования- для парковок перед объектами обслуживания;
фактически он привлечен к административной ответственности за то, что не внес изменения в ранее содержащиеся в земельном кадастре сведения об использовании спорного земельного участка при фактическом изменении землепользования, однако данное бездействие не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ;
внеплановая проверка была проведена с нарушением требований действующего законодательства, без учета того, что Грыжанов В.В. является индивидуальным предпринимателем;
судом необоснованно отвергнуты доводы Грыжанова В.В. о возможности применения при назначении наказания санкции, не связанной с административным штрафом (предупреждение).
Выслушав защитника Грыжанова В.В. по доверенности Карасикова С.А., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за и спользование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 11.05.2016 г. в период с 01.06.2016 г. по 21.06.2016 г. осуществлена внеплановая документарная проверка соблюдения Грыжановым В.В. требований земельного законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка с кадастровым номером N площадью 7201 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
В ходе проверки выявлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в использовании Грыжановым В.В. данного земельного участка для размещения фитнес клуба "Оранж фитнес" и парковки автомобилей, что не соответствует разрешенному использованию данного земельного участка, поскольку с огласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 48/001/001/2016-289 от 12.04.2016 года и кадастровой выписке от 19.05.2016 г. земельный участок с кадастровым номером N площадью 7201 кв. м, расположенный по адресу: "адрес" принадлежащий на праве собственности Грыжанову В. В. относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для зданий и сооружений базы снабжения.
По итогам указанной проверки составлен протокол и вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении Грыжанова В.В., в вину которому и вменяют использование земельного участка с кадастровым номером N, расположенного "адрес" с видом разрешенного использования "для зданий и сооружений базы снабжения" не по целевому назначению, поскольку на данном участке расположено здание фитнес клуба "Оранж" и парковка автомобилей.
Факт использования данного земельного участка не по целевому назначению, указанному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости Грыжановым В.В. не оспаривается.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в России по целевому назначению подразделяются на семь категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются специальными федеральными законами. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Вид разрешенного использования земельного участка зависит от его назначения и определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, ч. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса).
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования
2) условно разрешенные виды использования
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных, по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьей 48 Правил землепользования и застройки города Липецка, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 года N 51, установлено, что основные виды разрешенного использования: административные здания, помещения; гостиницы, гостевые дома, туристические центры; отделения банков; танцзалы, дискотеки, бильярдные; автосалоны; компьютерные центры, интернет-кафе; театры, кинотеатры, клубы, центры общения и досуговых занятий (для встреч, собраний, занятий детей и подростков, молодежи, взрослых) многоцелевого и специализированного назначения; спортивные клубы, спортивные залы и площадки, спортивные комплексы, бассейны (при размещении на земельных участках, сомасштабных по размерам целому кварталу, выделять в специальную зону); магазины, торговые комплексы; рынки; музеи; выставочные залы; предприятия общественного питания (рестораны, столовые, кафе, закусочные, бары); отделения связи; почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, междугородние переговорные пункты; отделения, участковые пункты милиции и пункты охраны общественного порядка; объекты здравоохранения, поликлиники, консультативные поликлиники, пункты оказания первой медицинской помощи; аптеки; культовые объекты; объекты бытового обслуживания: приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания, пошивочные ателье, мастерские по ремонту обуви, часов, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские, косметические салоны, фотосалоны и другие объекты; проектные, научно-исследовательские и изыскательские организации, не требующие создания санитарно-защитной зоны.
Условно разрешенные виды использования: многоквартирные жилые дома различного типа со встроенно-пристроенными объектами обслуживания (с размещением на первых этажах объектов делового, культурного, обслуживающего назначения); жилые дома коттеджного типа (этажностью до 3 этажей, включая мансардный) с придомовым участком от 0,08 га до 0,15 га; общежития; бани, сауны; объекты автосервиса до 5 постов, автомойки до 2 постов; типографии без применения свинца (офсетный, компьютерный набор); автозаправочные станции; многоэтажные автостоянки различных типов вместимостью до 300 машино-мест; многопрофильные учреждения дополнительного образования.
Вспомогательные виды разрешенного использования:- парковки перед объектами обслуживания; для жилых единиц - площадки детские, спортивные, хозяйственные, для отдыха; аллеи, скверы, бульвары, скульптура и скульптурные композиции, фонтаны и другие объекты ландшафтного дизайна; объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для эксплуатации зданий; общественные туалеты, в том числе с кабинами для инвалидов-колясочников.
Из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Липецка, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 года N 51 следует, что земельный участок с кадастровым номером N принадлежащий Грыжанову В.В., относящийся к землям населенных пунктов, расположен в территориальной зоне обслуживания и деловой активности районного и местного значения (О-3).
В силу п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Положение п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. N 42, предусматривает, что в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства, обязанность использовать земельный участок как объект земельных отношений и недвижимого имущества в соответствии с его видом разрешенного использования, а также возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, возложена на титульного правообладателя соответствующего земельного участка.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Территориальные зоны, определенные градостроительным регламентом правил землепользования и застройки, предусматривают применительно к определенной территории перечень видов разрешенного использования, которые могут быть выбраны в отношении земельного участка, в границах которой он расположен, то есть территориальная зона сама по себе не является видом разрешенного использования земельного участка, а всего лишь предусматривает перечень видов (основные, вспомогательные, условно разрешенные) на определенной территории, из которых правообладателем земельного участка выбираются и документируются отдельные виды разрешенного использования.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, а также с учетом указанных выше правовых норм суд пришел к правильному выводу о законности постановления должностного лица о привлечении Грыжанова В.В. к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, поскольку даже самостоятельный выбор правообладателя вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом (без дополнительных разрешений и согласований) должен быть оформлен в установленном действующим законодательством порядке.
Фактическое же использование правообладателем земельного участка не в соответствии с выбранным (зарегистрированным) видом разрешенного использования составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Таким образом, доводы жалобы о том, что в действиях Грыжанова В.В. отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8. КоАП РФ, поскольку фактически Грыжанов В.В. привлечен к административной ответственности за то, что не внес изменения в ранее содержащиеся в земельном кадастре сведения об использовании спорного земельного участка при фактическом изменении землепользования, а также о том, что использование земельного участка с кадастровым номером N для размещения на нем административного здания и спортивного клуба "Оранж Фитнес" и парковки автомобилей не влечет нарушение правового режима, установленного для земель населенных пунктов, так как эта категория земель прямо предназначена для застройки и развития населенных пунктов, в том числе, для создания общественно-деловых зон и полностью соответствует разрешенному виду использования земельного участка, установленному градостроительным регламентом и Правилами землепользования и застройки города Липецка, которые позволяют в качестве основного вида разрешенного использования использовать земельные участки данной зоны (О-3) для строительства и эксплуатации административных зданий, спортивных залов и площадок, спортивных комплексов и бассейнов, а также в качестве вспомогательного вида разрешенного использования- для парковок перед объектами обслуживания, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены оспариваемых решений.
Необоснованной является и ссылка в жалобе на нарушение требований действующего законодательства при проведении внеплановой проверки по мотивам не согласования ее с органами прокуратуры, поскольку она проводилась фактически в отношении индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, Грыжанов В.В. является собственником указанного земельного участка как физическое лицо, спорный земельный участок приобретался Грыжановым В.В. как физическим лицом, по вопросам регистрации права собственности в управление Росреестра Грыжанов В.В. обращался как физическое лицо, о введении в эксплуатацию находящихся на спорном земельном участке объектов недвижимости Грыжанов В.В. обращался как физическое лицо, которому и выдавались соответствующие разрешения.
Таким образом, проверка правильно проводилась в отношении физического лица- собственника данного земельного участка, в отношении которого составлен и акт проверки органом государственного надзора гражданина N 60 от 21.06.2016 года, и протокол об административном правонарушении.
Следовательно, нарушений действующего законодательства при проведении проверки в отношении Грыжанова В.В., как физического лица, допущено не было.
С учетом вышеизложенного не подлежат удовлетворению и пр иведенные в жалобе доводы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Административное наказание назначено Грыжанову В.В. в соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель от 28.07.2016 г., решение судьи Левобережного районного суда г.Липецка от 01 ноября 2016 года являются законными и обоснованными. Оснований для их отмены не имеется. Жалоба Грыжанова В.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Решение судьи Левобережного районного суда г.Липецка от 01 ноября 2016 года, принятое по жалобе Грыжанова В.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель от 28.07.2016 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Грыжанова В.В. - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.Н. Жукова
Копия верна Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.