судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.,
судей Торговченковой О.В., Москаленко Т.П.,
при секретаре Елисеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области на решение Советского районного суда г. Липецка от 29 сентября 2016 года, которым постановлено:
"Признать за Затонских Л.А. право на страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе Липецкой области назначить Затонских Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ года досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,
- применив льготный порядок исчисления специального стажа - 1 год за 1 год и 3 месяца к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ года;
- засчитав в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе Липецкой области в пользу Затонских Л.А. судебные издержки в сумме "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Затонских Л.А. обратилась с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области (далее ГУ - УПФР в Липецком районе Липецкой области) о признании права на страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. В обоснование иска указала, что решениями от ДД.ММ.ГГГГ года ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения продолжительностью 30 лет, не применив к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ года в Липецком районном центре ГСЭН в должностях помощника врача-эпидемиолога, помощника врача-паразитолога льготного порядка исчисления стажа из расчета один год работы как один год и три месяц со ссылкой на выписки из лицевого счета застрахованного лица, в которых данный период закодирован как работа в городе, а также не засчитав в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ года в ООО "ЛОЦ "Альтернатива" в должности помощника врача-эпидемиолога, поскольку общества с ограниченной ответственностью не поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ... , утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Считая отказ незаконным, истица просила признать за ней право на пенсию со ДД.ММ.ГГГГ года с применением льготного порядка исчисления стажа к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ года и зачетом в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФР в Липецком районе Липецкой области - Мелякова В.С. иск не признала, считая отказ в назначении истице досрочной страховой пенсии по старости соответствующим нормам пенсионного законодательства.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, и постановить новое, которым в иске отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Затонских Л.А. ДД.ММ.ГГГГ года была принята в Липецкую районную санэпидстанцию ( ДД.ММ.ГГГГ года Липецкая районная санэпидстанция переименована в Липецкий районный Центр ГСЭН; ДД.ММ.ГГГГ года государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Липецком районе Липецкой области" реорганизовано в форме слияния Центров Госсанэпиднадзора и создания Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области") на должность "данные изъяты"; ДД.ММ.ГГГГ года переведена на должность "данные изъяты"; ДД.ММ.ГГГГ года должность "данные изъяты" переименована в должность "данные изъяты"; ДД.ММ.ГГГГ года уволена. ДД.ММ.ГГГГ года истица принята в ООО "ЛОЦ "Альтернатива" на должность "данные изъяты", где работает по настоящее время.
16 апреля 2015 года Затонских Л.А., полагая, что выработала необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обратилась в ГУ - УПФР в Липецком районе Липецкой области с заявлением о назначении пенсии.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ года ей отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа - 30 лет, по мнению ответчика, истица имеет стаж 16 лет 02 дня. Согласно данному решению в специальный стаж не засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по дату обращения в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ года ответчик решением N N внес изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ года, засчитав в специальный стаж истицы период работы с ДД.ММ.ГГГГ года в календарном исчислении.
Удовлетворяя исковые требования Затонских Л.А. в части применения льготного порядка исчисления стажа к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ года, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, пришел к выводу о том, что непосредственное выполнение истицей своих должностных обязанностей в течение рабочего дня осуществлялось в сельской местности, поскольку Липецкая районная санэпидстанция, переименованная в последующем в государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Липецком районе Липецкой области", была создана для обслуживания сельского населения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которое подлежит применению к спорным правоотношениям
в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с п.1 Списка право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости дает работа в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности) в должности "помощник врача-эпидемиолога", а также в должности "помощника врача-паразитолога".
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 9 июля 2003 года N 50 установлено тождество наименования должности "помощник эпидемиолога" наименованию должности "помощник врача-эпидемиолога", а наименование должности "помощник паразитолога" наименованию должности "помощник врача-паразитолога".
Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях",периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а)лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б)лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, всельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Таким образом, при наличии условий, предусмотренных в п.п. "а" и "б" п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, всельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно Уставу государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Липецком районе Липецкой области", утвержденному главным государственным санитарным врачом Липецкой области 16 апреля 2003 года, учреждение является правопреемником Липецкой райСЭС и в соответствии с возложенными задачами осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации на территории Липецкого района Липецкой области.
Нахождение обслуживаемой центром Госсанэпиднадзора в Липецком районе территории в сельской местности подтверждается Постановлением Липецкого областного Совета депутатов N 144-пс от 26 ноября 1998 года, кратким описанием городской черты г. Липецка и другими Приложениями к вышеуказанному постановлению областного Совета депутатов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года N 116 "О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения" с 1 марта 1991 года были установлены и введены должностные оклады и тарифные ставки работников здравоохранения, социального обеспечения и медицинских работников, занятых в других отраслях народного хозяйства РСФСР. Тем же Постановлением предусмотрено, что специалистам, работающим в сельской местности, предусмотренные в настоящем Постановлении должностные оклады повышаются на 25 процентов.
В соответствии с приказом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 30 апреля 1993 года N 42 "О внесении изменений и дополнений в условия оплаты труда работников Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" специалистам учреждений госсанэпидслужбы, работающим на селе, устанавливались должностные оклады на 25 % выше по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.
Приказом главного врача областного центра Госсанэпиднадзора г. Липецка от 09 ноября 1993 года N 109, изданного на основании Постановления Совмина РСФСР N 116 от 23 февраля 1991 года и вышеуказанного приказа Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 30 апреля 1993 года N 42, главным врачам ряда районных центров ГСЭН, в том числе Липецкого районного центра ГСЭН, с х цкым врачам ряда районой службы Российской Федерации"и по предупреждению инфекционных и параз 01 ноября 1993 года производится 25% доплата по основной ставке специалистам в дни работы на селе. Тем же приказом утвержден перечень специалистов центров ГСЭН, которым необходимо производить доплату, в который входят "средние медицинские работники всех наименований".
Из представленных в материалы дела копий лицевых счетов в отношении истицы за весь спорный период следует, что Затонских Л.А. с ноября 1993 года ежемесячно получала 25% доплату по основной ставке за работу в сельской местности.
Установление данной надбавки только с ноября 1993 года никоим образом не исключает права на льготное исчисление стажа тех работников, которые выполняли свои должностные обязанности в указанных учреждениях на территории сельской местности, в более ранние периоды работы, а напротив - является доказательством их работы в сельской местности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Затонских Л.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ года осуществляла свою трудовую деятельность на территории сельской местности, что дает ей право на льготное исчисление стажа при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
То обстоятельство, что само помещение учреждения, где работала истица, располагалось в г. Липецке, не может расцениваться как основание для отказа истице в исчислении ее специального стажа в льготном порядке, поскольку фактическая работа была связана исключительно с оказанием медицинских услуг лишь сельскому населению, а городское население по месту работы истицы не обслуживалось. При выполнении работы в рассматриваемый период истица подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, с наличием которых законодатель связывает возникновение права на досрочное назначение пенсии у лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности работы истицы Затонских Л.А. в спорный период в сельской местности опровергается представленными по делу доказательствами.
Удовлетворяя требования истицы о зачете в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ года, суд первой инстанции пришел к выводу о работе Затонских Л.А. в данный период в должности помощника врача-эпидемиолога на полную ставку в поликлинике, являющейся структурным подразделением ООО "ЛОЦ "Альтернатива".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции , исходя из следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
В том же пункте 6 Правил в числе структурных подразделений организаций, не поименованных в Списке, но работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью, указаны поликлиники.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, поименована должность, занимаемая истицей с 01 июня 2005 года.
Наименование организации, в которой истица осуществляет трудовую деятельность, Списками, действительно, не предусмотрено.
Однако, как следует из Устава общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-оздоровительный центр "Альтернатива", общество осуществляет такие виды деятельности, как: оказание медицинских услуг, консультации врача-терапевта, гомеопата, физиотерапевтическое лечение, спортивно-оздоровительная деятельность и др. (т. 1 л.д. 13-35).
Право общества на осуществление медицинской деятельности удостоверено лицензиями от 08 апреля 2004 года (срок действия до 08 апреля 2009 года), от 12 мая 2009 года (срок действия до 12 мая 2014 года), от 24 февраля 2014 года (срок действия - бессрочно), от 29 января 2015 года (срок действия - бессрочно) (т. 1 л.д. 50-61).
Приказом генерального директора ООО "ЛОЦ "Альтернатива" от 23 мая 2005 года N 38 в обществе создано структурное подразделение "Поликлиника", утверждено положение о Поликлинике (т. 1 л.д. 36).
Приказом генерального директора от 01 июня 2005 года N 41 весь медицинский персонал переведен в структурное подразделение "Поликлиника", утверждено штатное расписание с изменениями с 01 июня 2005 года (т. 1 л.д. 37).
Наличие в штате общества структурного подразделения "Поликлиника", в котором предусмотрены должности врачей-специалистов, также должностей среднего и младшего медицинского персонала, в том числе должности помощника врача-эпидемиолога, подтверждается штатными расписаниями за период с 2005 года по 2015 год (т. 1 л.д. 38-49).
Согласно справке N 4/14 от 17 декабря 2014 года, выданной ООО "ЛОЦ "Альтернатива", истица в занимаемой должности помощника врача-эпидемиолога была занята в спорный период в течение полного рабочего дня (т. 1 л.д. 87-88).
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об осуществлении истицей Затонских Л.А. в течение всего спорного периода в течение полного рабочего дня лечебной деятельности в поликлинике, являющейся структурным подразделением ООО "ЛОЦ "Альтернатива", что дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Довод апелляционной жалобы о том, что основной целью работодателя истицы является извлечение прибыли и данная организация является коммерческой, не опровергает выводы суда, поскольку названные обстоятельства не являются юридически значимыми по делу и не влияют на пенсионное обеспечение работников.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив работу истицы в спорные периоды в должностях и в учреждениях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, суд пришел к правильному выводу, что с учетом признанного органом Пенсионного фонда РФ специального стажа ( ДД.ММ.ГГГГ дней), а также льготного исчисления (из расчета один год как один год и три месяца) периода работы с ДД.ММ.ГГГГ года и зачета периода работы с ДД.ММ.ГГГГ года, специальный стаж в связи с лечебной деятельностью Затонских Л.А. составляет ДД.ММ.ГГГГ дня.
Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года у истицы имелся необходимый стаж для досрочного пенсионного обеспечения по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд обоснованно признал за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и обязал ответчика назначить пенсию со ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение суда в части взыскания с ответчика судебных расходов не обжалуется, оснований выходить за пределы жалобы судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и не опровергают выводов судебного решения. Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Липецка от 29 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.