судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Торговченковой О.В., Москалевой Е.В.
при секретаре Стреляеве А.А.
с участием прокурора Копытиной Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчика администрации Добровского муниципального района Липецкой области и третьего лица Управления образования и науки Липецкой области на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 11 октября 2016 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Добровского муниципального района Липецкой области включить Макарову Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Добровского района Липецкой области обратился в суд в интересах Макаровой Г.В. к администрации Добровского муниципального района Липецкой области о понуждении включить ее в список лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением. В обоснование заявленных требований указывал, что Макарова Г.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрацией Добровского района с момента окончания Макаровой Г.В. образовательного учреждения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ г., и до настоящего времени, мер, к включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением, не принято. Ссылка на то, что в собственности Макаровой Г.В. имеется жилой дом, приобретенный на основании договора купли-продажи несостоятелен, поскольку данный дом в соответствии с актами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания и проживание в нем невозможно без проведения капитального ремонта. В связи с указанными обстоятельствами администрацией Добровского района в адрес Главы сельского поселения направлено извещение о необходимости капитального ремонта. Несмотря на установление факта непригодности для проживания дома администрацией Добровского района и администрацией сельского поселения мер по включению Макаровой Г.В. в Списки лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, либо к проведению капитального ремонта принято не было. Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Добровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом признан непригодным для проживания в связи с несоответствием требованиям, предъявляемы в жилому помещению. Кроме того, Макарова Г.В. обращалась в Администрацию Президента РФ в ДД.ММ.ГГГГ году по вопросу предоставления жилой площади. Указанное обращение было направлено для рассмотрения по существу в администрацию Липецкой области. Однако в результате бездействия органа опеки и попечительства администрации Добровского муниципального района по оказанию своевременной помощи по защите жилищных прав Макаровой Г.В. было отказано во включении ее в очередь для обеспечения жилым помещением.
В судебном заседании Макарова Г.В. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Доводы по иску и обстоятельства, на которые ссылается помощник прокурора Добровского района Липецкой области Миглина О.В., как на основания своих требований, считала обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ответчика администрации Добровского муниципального района Липецкой области Черевишникова Е.Е. полагала, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку в собственности у Макаровой Г.В. имеется жилой дом, о необходимости проведения в нем ремонта и невозможности проживания в доме им было известно и то, что до 23-х лет Макарова Г.В. не обращалась с письменным заявлением о предоставлении ей жилья.
Представитель третьего лица Управления образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв на исковые требования, согласно которого, ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования и науки Липецкой области принят приказ "Об отказе в установлении факта невозможности, проживания в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" которым Макаровой Г.В. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом доме, ввиду возраста на момент обращения 25 лет.
Представитель третьего лица, ОБУ "Центр социальной защиты населения по Добровскому району" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционных жалобах ответчик администрация Добровского муниципального района Липецкой области и третье лицо Управление образования и науки Липецкой области просят отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Выслушав представителя ответчика администрации Добровского муниципального района Липецкой области по доверенности Черевишникову Е.Е., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Макарову Г.В., возражавшую против апелляционных жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб и поступившие возражения на апелляционные жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Макарова Г.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - МЛМ умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец МВИ умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-41).
Макарова Г.В. в ДД.ММ.ГГГГ г. окончила обучение в ФГОУ СПО " "данные изъяты"".
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи несовершеннолетней Макаровой Г.В., за которую действовал ее отец МВИ, был приобретен жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес". (л.д. 67-68). Право собственности на данное домовладение оформлено ДД.ММ.ГГГГ о чем имеется в материалах дела свидетельство о государственной регистрации права N (л.д. 20).
Актом обследования материально-бытовых условий домовладения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что проживание в данном домовладении возможно только при проведении капитального ремонта (л.д. 16).
Актом материально-бытового обследования гражданина от ДД.ММ.ГГГГ., составленным комиссией администрации сельского поселения установлено, что домовладению "адрес" требуется капитальный ремонт дома, состояние жилища нуждается в экстренном ремонте и его внутреннее и внешнее состояния неудовлетворительные (л.д. 13).
Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Добровского муниципального района Липецкой области о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ домовладение "адрес" признано непригодным для проживания в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к жилому помещению. (л.д. 33-34).
Обстоятельства того, что домовладение "адрес" непригодно для проживания и не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению также не оспаривалось сторонами и подтверждается кадастровым паспортом здания, сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом на жилой дом, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями ведущего специалиста эксперта отдела опеки и попечительства администрации Добровского муниципального района Липецкой области О и начальника архивного отдела администрации Добровского муниципального района Липецкой области Р, а также актом обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимися в материалах дела.
Сравнив содержание вышеуказанных актов о состоянии дома, суд пришел к правильному выводу о том, что уже на момент окончания Макаровой Г.В. ФГОУ СПО " "данные изъяты"" в ДД.ММ.ГГГГ г. домовладение "адрес" находилось в непригодном для проживания состоянии, в связи с чем, ни администрация Добровского муниципального района Липецкой области, ни администрация Замартыновского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области не предприняли необходимых действий ни к проведению капитального ремонта домовладения, принадлежащего Макаровой Г.В., ни к оказанию содействия для признания данного жилого дома непригодным для проживания Макаровой Г.В. и включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением.
Орган опеки и попечительства администрации Добровского муниципального района Липецкой области оказал лишь содействие по регистрации Макаровой Г.В в возрасте 20 лет в указанном жилом доме по месту жительства (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) и регистрации права собственности на данное домовладение, несмотря на ветхое состояние жилого "адрес",
Также судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Макарова Г.В. обращалась в Администрацию Президента Российской Федерации по вопросу предоставления жилой площади, улучшения жилищных условий с учетом льгот, обеспечения жильем. Данное обращение было зарегистрировано за регистрационным номером N от ДД.ММ.ГГГГ, и направлено для рассмотрения по существу в администрацию Липецкой области РФ (регистрационный номер N от ДД.ММ.ГГГГ).
Из ответа N от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя начальника Управления социальной защиты населения Липецкой области Т на данное обращение следует, что изложенный в обращении вопрос не относится к компетенции органов социальной защиты населения области и копия данного обращения направлена для дальнейшего рассмотрения в управление образования и науки Липецкой области (л.д. 124).
Управлением образования и науки Липецкой области данное обращение направлено для рассмотрения по существу в администрацию Добровского муниципального района Липецкой области.
Из ответа администрации Добровского муниципального района Липецкой области следует, что Макарова Г.В. зарегистрирована в домовладении "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ и, исходя из акта обследования данного домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, домовладение не является аварийным, а требует капитального ремонта, о чем ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо на имя главы администрации сельского поселения Замартыновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области Р, но дом не отремонтирован, принимаются меры. Разъяснений о возможности обращения с заявлением о включении Макаровой Г.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением, вышеперечисленные ответы органов власти не содержат.
Из ответа за подписью главы администрации сельского поселения Замартыновский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области М на письмо N от ДД.ММ.ГГГГ администрации Добровского муниципального района Липецкой области следует, что денежные средства в бюджете на проведение капитального ремонта жилого помещения, закрепленного за Макаровой Г.В., расположенного по адресу: "адрес" не запланированы.
В суд апелляционной инстанции представителем администрации Добровского муниципального района Липецкой области Черевишниковой Е.Е. представлена копия письма Макаровой Г.В. направленная в администрацию президента Российской Федерации. Из данного обращения видно, что истица действительно обращалась по вопросу предоставления жилья. Данное обращение поступило в администрацию Президента ДД.ММ.ГГГГ, в администрацию Липецкой области РФ ДД.ММ.ГГГГ, в администрацию Добровского муниципального района Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеуказанных норм материального права, а также установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд пришел к правильному к выводу о том, что Макарова Г.В. в период возраста с 18 до 23 лет воспользовалась правом на предоставление ей благоустроенного жилого помещения, обращалась в органы власти в возрасте 20-ти лет по вопросу обеспечения ее жильем, не проживала в домовладении "адрес", принадлежащем ей на праве собственности из-за его непригодности для проживания. Но в результате бездействия отдела опеки и попечительства администрации Добровского муниципального района Липецкой области по оказанию своевременной помощи по защите жилищных прав Макаровой Г.В. ей было отказано во включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением.
Доводы апелляционных жалоб ответчика администрация Добровского муниципального района Липецкой области и третьего лица Управление образования и науки Липецкой области проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Несогласие ответчиков с выводами суда само по себе не свидетельствует о их необоснованности.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 11 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчика администрация Добровского муниципального района Липецкой области и третьего лица Управление образования и науки Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.