Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Михалевой О.В., Долбнина А.И.,
при секретаре Беляковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика военного комиссариата Липецкой области на решение Правобережного районного суда города Липецка от 13 октября 2016 г., которым постановлено:
Административные исковые требования Воронина ФИО13 к Военному комиссариату Липецкой области о признании незаконным решения призывной комиссии - удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии Военного комиссариата Липецкой области от 12 мая 2016 г. N по отказу в выдаче Воронину ФИО14 военного билета.
В удовлетворении административных исковых требований о возложении обязанности Военного комиссариата Липецкой области по выдаче военного билета и зачислением в запас Вооруженных Сил РФ Воронину ФИО15 - отказать.
Заслушав доклад судьи Долбнина А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронин А.В. обратился в суд с административным иском о признании решения призывной комиссии военного комиссариата Липецкой области от 12 мая 2016 г. N по отказу в выдаче Воронину "данные изъяты" военного билета незаконным. В обоснование требований указал, что по достижении им возраста "данные изъяты", был поставлен на воинский учет в Военный комиссариат "данные изъяты" района Липецкой области, как лицо, подлежащее призыву на воинскую службу. В период с сентября 2011 г. по 29 апреля 2015 г. Воронин А.В. являлся сотрудником различных подразделений "данные изъяты", в соответствии с чем, у него имелась отсрочка от призыва на военную службу. Приказом от "данные изъяты" Воронин А.В. уволен из ОВД по собственному желанию. 30 ноября 2015г. истцу исполнилось "данные изъяты", на основании чего он уже не подлежал призыву на военную службу. Однако, несмотря на уважительные причины отсрочки от военной службы, Военным комиссариатом Липецкой области принято решение о выдаче Воронину А.В. заключения о том, что истец не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Устно разъяснено, что Воронин А.В. признан уклоняющимся от призыва. Воронин А.В. просил суд признать незаконным решение призывной комиссии Военного комиссариата г. Липецка о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать Военный комиссариат Липецкой области выдать военный билет, в связи с достижением "данные изъяты" и зачислением в запас Вооруженных Сил РФ.
Административный истец, представитель административного ответчика Военного комиссариата Липецкой области в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Военного комиссариата по Липецкой области по доверенности Чепрасов М.Н. административный иск не признал, в удовлетворении требований Воронина А.В. просил отказать. Ссылался на то, что поскольку каких-либо документов о праве на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу в призывную комиссию заявитель в период с 29 апреля 2015 г. по 30 ноября 2015 г. не представил, заключением призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ. (протокол N) он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик военный комиссариат Липецкой области просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Выслушав представителя Военного комиссариата Липецкой области по доверенности Чепрасова М.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца Воронина А.В. и его представителя - адвоката Центерадзе А.Ш., просивших решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2016 г. N 139 "О призыве в апреле - июле 2016 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с 1 апреля по 15 июля 2016 года проводился призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе")
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ) на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ на призывную комиссию возлагаются обязанности по принятию в отношении граждан одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно подп. "а" п.1 статье 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, конкретизирующими положения пункта 2 его статьи 22, от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определённый срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положения о призыве на военную службу.
Абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предусмотрено, что запас Вооруженных Сил РФ создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Согласно пункту 34 указанного Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа указанных норм права следует, что необходимыми условиями вынесения заключения является отсутствие у призывной комиссии муниципального образования оснований, с которыми закон с 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, с "данные изъяты". Воронин А.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате "данные изъяты" района Липецкой области, как лицо подлежащее призыву на военную службу, что подтверждается номером приписного свидетельства N.
Решением призывной комиссии отдела Военного комиссариата Липецкой области "данные изъяты" Воронину А.В. на основании п.п. "данные изъяты" Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до "данные изъяты" г., поскольку административный истец проходил службу в различных подразделениях "данные изъяты"
Приказом "данные изъяты" Воронин А.В. уволен из ОВД по собственному желанию.
"данные изъяты" выписка из приказа об увольнении Воронина А.В. из "данные изъяты" была направлена из отдела кадров "данные изъяты" в Военный комиссариат г. Липецка, что сторонами по делу не оспорено.
"данные изъяты" административный истец достиг возраста "данные изъяты"
"данные изъяты" решением призывной комиссии Военного комиссариата Липецкой области Воронин А.В. в связи с достижением возраста "данные изъяты" в соответствии с "данные изъяты" Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Подтверждение надлежащего направления Воронину А.В. повесток о явке в Военный комиссариат Липецкой области для прохождения военной службы административным ответчиком суду представлено не было.
Как усматривается из учетной карты призывника сотрудники отдела военного комиссариата Липецкой области неоднократно посещали Воронина А.В. по адресу: "адрес" с целью вручения повесток истцу для прохождения им военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается рапортами от 30 октября 2015г., 10 ноября 2015 г., 12 ноября 2015г., причины невручения в которых указано отсутствие адресата по месту его жительства.
Указанное обстоятельство опровергается материалами дела.
Из административного иска следовало, что истцом адрес проживания за период с 29 апреля 2015 г. по 12 мая 2016г. не менялся, в командировки за пределы Липецкой области он не выезжал.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
В нарушение указанных норм, в рапортах от 30 октября 2015г., 10 ноября 2015г., 12 ноября 2015 г. не указана должность работника военного комиссариата Липецкой области, который посещал призывника Воронина А.В. и в дальнейшем написал рапорта о невручении истцу по адресу места проживания повесток в связи с его отсутствием по месту жительства. Роспись в рапортах выполнена неизвестным лицом, корешки повесток, как и сами повестки в учетной карточке призывника отсутствуют.
Представленные из учетного дела запросы "данные изъяты" не позволяют суду сделать вывод о том, что Воронин А.В. уклонялся от получения повесток как по месту своего жительства, так и по месту жительства своих родителей в "данные изъяты"
Ответы на данные запросы административным ответчиком до настоящего времени не получены, реестры о направлении писем в "данные изъяты" район из отдела военного комиссариата Липецкой области, не предоставлены. Суд первый инстанции обоснованно не принял их во внимание в качестве доказательств по делу.
Доказательств свидетельствующих об уклонении Воронина А.В. от призыва на военную службу представлено не было. Кроме того, в мае 2016г. он в добровольном порядке прошел "данные изъяты" для получения военного билета. После чего на руки истцу был выдан талон - уведомление о получении им бланка военного билета в июне 2016 г. Однако, в установленные сроки военный билет истцу на руки не выдали.
Проанализировав представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что невручение Воронину А.В. в установленные законом сроки повесток под расписку работниками военного комиссариата Липецкой области, не извещение Воронина А.В. о проведении заседания призывной комиссии, является следствием ненадлежащего выполнения сотрудниками военного комиссариата Липецкой области присущих им должностных обязанностей по своевременному уведомлению о возложенной на административного истца обязанности пройти воинскую службу и явке на заседание призывной комиссии.
В силу того, что объективных доказательств уклонения Воронина А.В. от прохождения воинской службы в период с 29 апреля 2015г. по 30 ноября 2015г. представлено не было, решение призывной комиссии об отказе в выдаче военного билета Воронину А.В. и зачисления его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации обоснованно отменено судом первой инстанции
Судебная коллегия по административным делам также соглашается и с выводом суда первой инстанции об отказе зачисления Воронина А.В. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и выдаче военного билета, поскольку порядок организации и проведения медицинского освидетельствования и рассмотрение вопроса о зачислении или нет в запас Вооруженных Сил Российской Федерации призывников является однозначной прерогативой военных комиссариатов муниципальных образований.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика являлись предметом исследования суда первой инстанции, проверены и обоснованно отклонены.
Обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, выводы соответствуют обстоятельствам дела, решение постановленов соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, судебная коллегия, рассмотрев жалобу, не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда города Липецка от 13 октября 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика военного комиссариата Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья
Секретарь
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.