судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
п редседательствующего Захарова Н.И.,
судей Федосовой Н.Н. и Долбнина А.И.
при секретаре Елисеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционн ое представление административного истца прокурора Задонского района Липецкой области на решение Задонского районного суда Липецк ой области от 2 ноября 201 6 года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований прокурора Задонского района Липецкой области к Советам депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия в части не создания самостоятельных, действующих на постоянной основе контрольно-счетных органов сельских поселений, возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельные, действующие на постоянной основе контрольно-счетные органы сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев с момента ее создания, отказать. "
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исками к Советам депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия в части не создания самостоятельных, действующих на постоянной основе контрольно-счетных органов сельских поселений, возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельные, действующие на постоянной основе контрольно-счетные органы сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области.
Свои требования мотивировал тем, что решениями Советов депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области приняты Положения о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения. В ходе проверки установлено, что контрольно - счетные комиссии сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области созданы формально, поскольку полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не осуществляют, соглашение с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не заключено.
С учётом уточнений истец просил признать незаконным бездействие Советов депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области в части не создания самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно - счетного органа указанных сельских поселений, обязать Советы депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно - счетный орган указанных сельских поселений либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района о передаче полномочий финансового контроля контрольно - счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области.
Определениями Задонского районного суда Липецкой области от 12 октября 2016 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Совет депутатов Задонского муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании представители административных ответчиков исковые требования не признали, указав, что деятельность контрольно-счетных комиссий в данных сельских поселениях не осуществляется в связи с тем, что отсутствуют денежные средства, и специально обученные кадры, которые могли бы осуществлять работу в контрольно-счетной комиссии.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку в сельских поселениях принято положение о Контрольно-счетных комиссиях, однако они не функционируют в связи с отсутствием необходимого финансирования, а полномочия не возможно передать в контрольно-счетную комиссии Задонского муниципального района, поскольку она еще не создана.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционном представлении административный истец прокурора Задонского района Липецкой области просит отменить решение суда, считая его незаконным.
Участвующий в деле прокурор Ким И.Е., поддержал доводы представления.
В заседание судебное коллегии по административным делам Липецкого областного суда не явились представители административного ответчика и заинтересованного лица, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещены заблаговременно почтой, информация рассмотрении дела размещена на сайте Липецкого областного суда, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили.
Коль скоро в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения вышеуказанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь частью 6 статьи 226, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ). Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов сельского поселения Кашарский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от 24.07.2012 N125 утверждено Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Кашарский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области; Решением Совета депутатов сельского поселения Ксизовский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от 24.07.2012 N128 утверждено Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Ксизовский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области; Решением Совета депутатов сельского поселения Ольшанский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от 24.07.2012 N115 утверждено Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Ольшанский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области; Решением Совета депутатов сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от 24.07.2012 N120 утверждено Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области.
В указанных положениях определены: статус контрольно-счетного органа муниципального образования, порядок формирования, должностные полномочия членов комиссии и требования к их кандидатурам, полномочия самой комиссии независимое положение от представительного органа местного самоуправления.
В силу Положений контрольно-счетные комиссии сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области являются постоянно действующими органами внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно Уставам сельских поселений органами местного самоуправления являются, в том числе и контрольно-счетные комиссии.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что в указанных прокурором муниципальных образованиях созданы контрольно-счетные органы, приняты муниципальные правовые акты, определяющие их правовое положение, устанавливающие их наименование, полномочия, состав, порядок создания и деятельности.
Коль скоро в судебном заседании подтвержден факт создания контрольно-счетных органов, без передачи полномочий в части осуществления контроля за исполнением бюджета сельского поселения, то оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействие по созданию данных контрольно - счетных органов у суда не имелось.
Требований о признании незаконным бездействия должностных лиц по осуществлению полномочий в названных и образованных контрольно-счетных органов, выполнению своих функций и деятельности, прокурором заявлено не было.
Довод прокурора о том, что контрольно-счетные органы в указанных сельских образованиях фактически созданы формально, лишь подтверждают вывод суда о неверном избрании прокурором предмета заявленных требований.
Не имелось оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании Советов депутатов вышеуказанных сельских поселений заключения соглашение о передаче полномочий финансового контроля контрольно - счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования (ч.1).
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (ч.2).
Как указано в ст. 3 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (ч. 2); представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (ч.11).
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе создать контрольно-счетный орган муниципального образования либо передавать контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения.
В настоящем деле представительные органы поселений воспользовались своим правом и приняли решение о создании контрольно-счетного органа, без передачи полномочий контрольно-счетному органу муниципального района.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было правовых оснований для возложения обязанности по заключению соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения.
Кроме того, как установлено в суде первой инстанции, на момент рассмотрения спора судом контрольно-счетная комиссия Задонского муниципального района не создана и не функционирует.
На основании всего изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
В апелляционном представлении административный истец указывает на то, что принятие нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение, наименование, полномочия, состав, порядок создания и деятельности контрольно-счетного органа не свидетельствует о действительном их создании. С данным указанием судебная коллегия согласиться не может.
Контрольно-счетный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, что следует из Уставов муниципального образования. Положением о контрольно-счетной комиссии определен порядок организации и деятельности данной комиссии. Таким образом, вывод суда об образовании контрольно-счетного органа муниципального образования является верным. Отсутствие штата свидетельствует лишь о том, что он не функционирует.
Доводы апелляционного представления правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Задонского районного суда Липецкой области от 2 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Задонского района Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.