Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Середы Л.И.,
судей: Козиной Е.Г., Пужаева В.А.,
с участием секретаря судебного заседания Нуянзиной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия Ерохина И.С. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 05 сентября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия обратилось в суд с иском к Степунину Ю.А. об исключении сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указало, что в собственности Российской Федерации имеется лесной участок площадью 153 870 000 кв.м, условный номер "N", по адресу: "адрес". Земельный участок с кадастровым номером "N", расположенный по адресу: "адрес" находится в собственности Степунина Ю.А. Российская Федерация как собственник указанного лесного участка не была поставлена в известность о проведении межевания и постановки на учет земельного участка с кадастровым номером "N".
Просило суд исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером "N" площадью 1500 кв.м, расположенном по адресу: "адрес"; признать отсутствующим право собственности Степунина Ю.А. на указанный земельный участок.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 05 сентября 2016 г. в удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия отказано.
С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия в пользу автономной некоммерческой организации "Национальный экспертно-криминалистический центр" взыскана стоимость проведенной экспертизы в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия Ерохин И.С. ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что факт наложения земельного участка с кадастровым номером "N" на федеральный лесной участок подтверждается альбомом картографических материалов от 14 ноября 2014 г., однако данная лесоустроительная документация не была исследована судом в качестве доказательства. Указывает, что экспертное заключение не содержит ответов на поставленные судом вопросы, в связи с чем не может быть положено в основу решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Степунин Ю.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик Степунин Ю.А., представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
В судебное заседание представитель третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не явился, в заявлении от 10 ноября 2016 г. директор Пыков А.М. просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие уполномоченного представителя.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия Ломшина Н.А., действующая на основании доверенности от 30 мая 2006 г., представитель третьего лица - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Черашев Р.В., действующий на основании доверенности от 28 марта 2016 г., апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, представитель ответчика Степунина Ю.А. - Веретило Т.Г., действующая на основании доверенности от 11 ноября 2016 г., относительно доводов апелляционной жалобы возражала.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления главы администрации Атемарского сельского совета Лямбирского района N75 от 23 декабря 1997 г. П.Н.И. предоставлен в собственность земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
19 октября 2009 г. в отношении указанного земельного участка были проведены кадастровые работы в связи с уточнением границы и (или) площади земельного участка, в результате которых земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "N".
Согласно договору купли-продажи от 07 февраля 2015 г. Степунин Ю.А. приобрел в собственность у П.Н.И. указанный земельный участок, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права.
В собственности Российской Федерации находится лесной участок Кочкуровского лесничества Саранского территориального лесничества, с назначением леса первой группы, с условным номером "N" (присвоен кадастровый "N"), общей площадью 153 870 000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права.
Обращаясь в суд с указанным иском, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия просило исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об указанном земельном участке с кадастровым номером "N" и признать отсутствующим право собственности Степунина Ю.А. на указанный земельный участок, ссылаясь на то, что земельный участок ответчика полностью накладывается на федеральный лесной участок.
Для проверки доводов искового заявления судом первой инстанции была назначена по делу судебная землеустроительная экспертиза, согласно заключению экспертов N122/05-16 от 22 августа 2016 г. площадь земельного участка Степунина Ю.А. составляет 1500 кв.м и соответствует правоустанавливающим документам; фактическое местоположение границ земельного участка соответствует границам земельного участка, отраженным в межевом плане от 25 декабря 2009 г. Земельный участок с кадастровым номером "N" имеет площадь 262 370 кв.м (в 2015 году выполнены кадастровые работы в связи с образованием 11 многоконтурных земельных участков путем раздела земельного участка, при котором участок сохраняется в измененных границах), границы не установлены в соответствии с земельным законодательством, определить его местоположение на местности не представляется возможным. Наложение границ земельного участка с кадастровым номером "N" и смежного ему земельного участка с кадастровым номером "N", отнесенного к землям лесного фонда, не выявлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что экспертами не определены на местности границы федерального лесного участка, не свидетельствует о недопустимости данного экспертного заключения в качестве доказательства по делу, поскольку при проведении экспертизы необходимые исследования проведены в полном объеме, выводы экспертов аргументированы, обоснованы и достоверны, оснований сомневаться в компетентности экспертов не имеется, экспертное заключение составлено на основании материалов дела, с учетом лесоустроительной документации, назначенная судом экспертиза проведена в соответствии с требованиями статей 81, 84, 87 ГПК РФ, а заключение экспертов выполнено в соответствии с требованиями статьи 86 ГПК РФ, при всем том, что доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение выводы экспертов, истцом представлено не было, суд первой инстанции обоснованно принял указанное заключение в качестве доказательства по делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из недоказанности пересечения земельного участка ответчика с землями лесного фонда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он мотивирован и соответствует установленным обстоятельствам дела и положениям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт наложения земельного участка с кадастровым номером "N" на федеральный лесной участок подтверждается альбомом картографических материалов от 14 ноября 2014 г., подлежат отклонению ввиду несостоятельности.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, включая местоположение границ, возможно только по результатам проведения государственного кадастрового учета.
Статьей 91 ЛК РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N516, приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 г. N54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади. При этом, необходимость определения (закрепления) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством предусмотрена статьями 67, 68 ЛК РФ, положениями Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N516. Данные государственного лесного реестра, основанные только на материалах лесоустройства (топографическая карта, фотопланшет, описание в лесном плане, карта-схема, таксационное описание и т.п.), не согласуются с системой ведения геодезической основы государственного кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и, соответственно, не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе кадастровый учет лесных участков, включая определение (закрепление) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования, а также надлежащую судебную защиту участников лесных и земельных правоотношений.
Выводы истца о наложении земельного участка ответчика на земли лесного фонда, в отсутствие сведений о местоположении границ лесного участка, являются предположительными, в связи с чем доводы истца о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером "N" с федеральным лесным участком, основанные на данных альбома картографических материалов от 14 ноября 2014 г., подлежат отклонению, поскольку границы лесного участка с кадастровым номером "N" не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, факт наложения земельного участка, принадлежащего ответчику Степунину Ю.А., на земли лесного фонда не усматривается ввиду отсутствия сведений о местоположении границ лесного участка.
При таком положении, правильно определив юридически значимые обстоятельства, суд принял законное и обоснованное решение, не допустив нарушений норм материального или процессуального права. Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 05 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия Ерохина И.С. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Л.И. Середа
Судьи Е.Г. Козина
В.А. Пужаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.