Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Демидчик Н.В.
судей Адушкиной И.В.
Елиной Т.А.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 декабря 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Бажанова С.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 сентября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Бажанов С.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия об отмене дисциплинарного взыскания.
В обоснование требований указал, что согласно приказу по личному составу "N" от 21 января 2016 г. начальника ОМВД РФ по Зубово-Полянскому муниципальному району с 21 января 2016 г. он назначен временно исполняющим обязанности начальника ИВС ОМВД РФ по Зубово-Полянскому муниципальному району. 15 февраля 2016 г. в ИВС (изолятор временного содержания) были этапированы подсудимые: Н.Д.П., О.Р.Е., Л.Г.Ш., А.А.Н., Р.Ю.В., которые содержались в ИВС до "дата" "дата" и "дата" судьями Зубово - Полянского районного суда Республики Мордовия К.Е.П., Я.Л.М., на рассмотрении которых находились уголовные дела в отношении указанных подсудимых, были направлены в адрес начальника ОМВД ходатайства о не этапировании указанных лиц из ИВС ОМВД по Зубово - Полянскому муниципальному району и продлении срока содержания подсудимых в ИВС сверх установленных сроков. Начальником и заместителем ОМВД по Зубово - Полянскому муниципальному району указанные ходатайства судей были отписаны ему на исполнение. В ходе проверки ИВС ОМВД РФ по Зубово-Полянскому муниципальному району инспектором ООПАЗ УОООП МВД по Республике Мордовия старшим лейтенантом К.А.А. 29 марта 2016 г. составлен рапорт на имя министра МВД по Республике Мордовия о том, что в действиях Бажанова С.А. усматриваются признаки нарушения требований Федерального закона N 103 от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и ведомственных приказов МВД РФ, в части превышения сроков содержания вышеуказанных подсудимых. В связи с этим проведена служебная проверка, по результатам которой приказом Министра внутренних дел по Республике Мордовия на него наложено дисциплинарное взыскание в виде "данные изъяты".
Считал, что наложение дисциплинарного взыскания является необоснованным и незаконным, в связи с чем просил суд отменить его.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 сентября 2016 г. исковые требования Бажанова С.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Бажанов С.А. просил решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение, которым исключить из доказательств приказ "N" от 11 января 2016 г. ОМВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району, которым на него, как на Врио начальника ИВС, возлагалась обязанность по своевременной подготовке этапирования заключенных под стражу лиц в следственные изоляторы УФСИН России по Республике Мордовия, поскольку на момент издания данного приказа он еще не исполнял обязанности начальника ИВС. Кроме того, судья не принял во внимание визы руководителей ОМВД по Зубово-Полянскому муниципальному району, а также не вызвал в суд основных свидетелей по делу.
Представитель МВД по Республике Мордовия Анисимова Е.А. представила возражения на апелляционную жалобу истца, указывая на необоснованность ее доводов, просила оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание истец Бажанов С.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя МВД по Республике Мордовия Качаевой Т.С. об оставление решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом ОМВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району от 21 января 2016 г. "N" на майора полиции Бажанова С.А. возложено временное исполнение обязанностей начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела, с соответствующей оплатой.
Приказом МВД России от 07 марта 2006 г. N 140 дсп "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" установлено, что начальник ИВС подчиняется заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) и начальнику территориального органа МВД России. Он непосредственно обеспечивает предусмотренный законом порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС, руководит службой нарядов ИВС и подчиненными конвойных отделений, а также несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на ИВС задач и функций, а именно обеспечивает прием и содержание в соответствии с действующим законодательством подозреваемых и обвиняемых в ИВС (пункт 30).
В соответствии с требованиями подпункта 5.8. приказа ОМВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району от 11 января 2016 г. N 7 "Об утверждении Решения на охрану конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на 2016 год" врио начальника ИВС Бажанов С.А. отвечает за своевременную подготовку и этапирование заключенных под стражу лиц в следственные изоляторы УФСИН России силами и средствами подчиненного конвойного подразделения.
29 марта 2016 г. инспектором ООПАЗ УОООП МВД по Республике Мордовия, старшим лейтенантом К.А.А. осуществлена проверка организации деятельности изолятора временного содержания и подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых отдела МВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району, в ходе которой в действиях сотрудников ИВС отдела МВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району выявлены признаки нарушения требований Федерального закона Российской Федерации N103-ФЗ от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и ведомственных приказов МВД России, в части превышения сроков содержания подсудимых Н.Д.П., ФИО15, ФИО16, А.А.Н., Р.Ю.В. в ИВС ОМВД более 10 суток в течение месяца (с 15 февраля 2016 г. по 14 марта 2016 г.).
В связи с этим был подан рапорт министру внутренних дел по Республике Мордовия, на основании которого МВД по Республике Мордовия проведена служебная проверка.
В результате проверки сотрудниками МВД по Республике Мордовия установлено, что в действиях майора полиции Бажанова С.А., врио начальника ИВС, усматривается нарушение служебной дисциплины, выразившейся в невыполнении требований пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 13 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подпункта 5.8. приказа ОМВД от 11 января 2016 г. N7 "Об утверждении Решения на охрану конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на 2016 год".
Приказом "N" от 18 мая 2016 г. Министра внутренних дел по Республике Мордовия Бажанову С.А. - инспектору направления по осуществлению административного надзора отдела МВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району майору полиции объявлен "данные изъяты" за нарушение служебной дисциплины, выразившейся в ненадлежащем исполнении вышеуказанных Федеральных законов и ведомственных актов.
Разрешая спор, суд первой инстанции признал данный приказ законным и обоснованным, в связи с чем оставил без удовлетворения требования истца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N342-ФЗ), сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.
Согласно пунктов 1, 2, 7 части 1 и части 3 статьи 13 Федерального закона N342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти; выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Статьей 13 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" установлено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 342-ФЗ за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 - 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации. Устав обязателен для исполнения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.
Статьей 50 Дисциплинарного устава определено, что на сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.
При указанных обстоятельствах суд, исследовав и проанализировав представленные по делу доказательства, в том числе, пояснения сторон, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бажанова С.А., поскольку проведенная в отношении него служебная проверка и оформление ее результатов в виде письменного заключения соответствуют вышеприведенным требованиям Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", основания для признания оспариваемого истцом приказа в части привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде "данные изъяты" незаконным отсутствуют.
Довод жалобы истца об исключении из числа доказательств приказа "N" от 11 января 2016 г. не может быть принят во внимание и повлиять на отмену по сути правильного решения, поскольку допущенные истцом нарушения служебной дисциплины совершены им в период исполнения обязанностей врио начальника ИВС, с 15 февраля 2016 г. по 14 марта 2016 г.
Ссылка в жалобе на то, что суд не принял во внимание визы руководителей ОМВД по Зубово-Полянскому муниципальному району является голословной, поскольку в решении суда дана оценка имеющимся в материалах дела письмам судей Зубово-Полянского районного суда с просьбой оставить подсудимых в ИВС, на которых имеются визы руководителя "Бажанову С.А." или "Бажанову С.А. для исп.".
В силу пункта 5 Дисциплинарного устава сотрудник обязан, в том числе выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам.
Согласно пункту 13 Дисциплинарного устава приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.
Из пункта 19 Дисциплинарного устава следует, что приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ.
В соответствии со статьей 12 Дисциплинарного устава приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа.
Однако в деле отсутствуют доказательства того, что врио начальника ИВС Бажанов С.А. отреагировал на данные поручения руководителя в соответствии с требованиями Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и других ведомственных правовых актов, не обратился к вышестоящему руководству и не поставил его в известность о незаконных приказах о не этапировании лиц, содержащихся в ИВС свыше установленных сроков.
Иных, ставящих под сомнение или опровергающих правильность выводов суда первой инстанции доводов апелляционная жалоба не содержит.
По существу истец не согласен с оценкой, данной районным судом доказательствам по делу. Оценка доказательствам дана судом первой инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований не согласиться с ней судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 сентября 2016 г. без изменения, апелляционную жалобу Бажанова С.А. без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В.Адушкина
Т.А.Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.