Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 24 ноября 2016 г. по делу N 33а-324/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Романенко Д.А., судей - Бояркина Д.В. и Винника С.Ю., рассмотрел в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части 00000 сержанта запаса Богидаева Н.Г. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжильё"), связанных с порядком расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, по частной жалобе представителя указанного должностного лица по доверенности - Бу. на определение Кяхтинского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2016 года о взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Винника С.Ю., изложившего обстоятельства дела, содержание определения суда первой инстанции и доводы частной жалобы, окружной военный суд
установил:
представитель руководителя ФГКУ "Востокрегионжильё" Бу. обратилась в Кяхтинский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просила взыскать с административного истца понесённые ответчиком при апелляционном обжаловании решения суда судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Определением Кяхтинского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2016 года в удовлетворении данного заявления отказано. При этом судом постановленовзыскать с Богидаева государственную пошлину в размере 3000 рублей в федеральный бюджет.
В частной жалобе Бу., выражая своё несогласие с определением суда, просит его отменить и вынести новое определение, которым её заявление о взыскании с административного истца в пользу ФГКУ "Востокрегионжильё" судебных расходов удовлетворить в полном объёме.
В обоснование своей просьбы автор жалобы указывает, что государственная пошлина была уплачена ответчиком на основании определения суда первой инстанции об оставлении апелляционной жалобы без движения, а потому в соответствии со ст. 111 КАС РФ она должна быть взыскана с Богидаева в пользу ФГКУ "Востокрегионжильё".
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на основании апелляционного определения Восточно-Сибирского окружного военного суда от 20 октября 2015 года, вынесенного по апелляционной жалобе представителя руководителя ФГКУ "Востокрегионжильё", решение Кяхтинского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2015 года было отменено с принятием по делу нового решения - об отказе в удовлетворении административного иска Богидаева.
Также из материалов дела видно, что за подачу апелляционной жалобы ответчиком уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей (перечислена Федеральным казённым учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", на финансовом обеспечении которого находится ФГКУ "Востокрегионжильё", платёжным поручением "N" от 29 июля 2015 года).
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие по этим делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение прав военнослужащих на жилищное обеспечение осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в данном случае, Министерством обороны Российской Федерации, которое в соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636, является федеральным министерством и по этому основанию отнесено к органам государственной власти.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п. 5 названного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
К центральному органу военного управления в силу Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года, отнесён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который предназначен для обеспечения реализации прав на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей.
Из изложенного следует, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации наделён Министром обороны Российской Федерации организационно-распорядительными полномочиями в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, то есть полномочиями, которыми наделено Министерство обороны Российской Федерации как орган государственной власти.
В свою очередь, в соответствии с п. п. 1 и 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", ФГКУ "Востокрегионжильё" является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, через которую Департамент жилищного обеспечения осуществляет свои функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению военнослужащих.
В силу п. п. 4 и 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, решение вопроса о предоставлении жилищной субсидии отнесено к непосредственной компетенции специализированной организации.
Таким образом, на ФГКУ "Востокрегионжильё", являющееся структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и действующее на основании его полномочий, в полной мере распространяются положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, а потому уплаченная ответчиком за подачу апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3000 рублей к судебным расходам отнесена быть не может.
С учётом изложенного, как правильно установилсуд первой инстанции, оснований для применения в данном случае положений ч. 1 ст. 111 КАС РФ и присуждения указанной денежной суммы ФГКУ "Востокрегионжильё", в пользу которого состоялось решение суда апелляционной инстанции, с административного истца не имеется.
Что же касается определения гарнизонного военного суда в части взыскания с Богидаева 3000 рублей в доход федерального бюджета, то окружной военный суд исходит из следующего.
Так, в обоснование данного решения суд первой инстанции сослался на ч.ч. 1 и 2 ст. 114 КАС РФ.
Между тем ч. 1 ст. 114 КАС РФ предусматривает только один случай взыскания в доход соответствующего бюджета государственной пошлины, от уплаты которой обратившееся в суд лицо освобождено, а именно, с административного ответчика, когда от её уплаты был освобождён административный истец и административное исковое заявление удовлетворено. Расширительному толкованию данная норма не подлежит.
Следовательно, если апелляционная жалоба подана освобожденным от уплаты государственной пошлины административным ответчиком по делу, то с административного истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции, взыскание в доход соответствующего бюджета государственной пошлины за подачу этой жалобы произведено быть не может, поскольку истец не подавал жалобы и не является ответчиком по делу.
Ссылка же суда на ч. 2 ст. 114 КАС РФ является неверной, поскольку в данной норме урегулированы только вопросы возмещения судебных расходов, понесённых судом в связи с рассмотрением административного дела.
При таких обстоятельствах, определение гарнизонного военного суда в части взыскания с Богидаева 3000 рублей в доход федерального бюджета подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм процессуального права.
При этом, учитывая то обстоятельство, что ФГКУ "Востокрегионжильё", имеющее предусмотренную подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ льготу при обращении в суд, уплатило за подачу апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 3000 рублей во исполнение судебного постановления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости возврата административному ответчику указанной пошлины в полном объёме.
Руководствуясь ст. 308, 315 и п. 2 ст. 316 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
определение Кяхтинского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2016 года в части взыскания с Богидаева Н.Г. в федеральный бюджет государственной пошлины в размере 3000 (трёх тысяч) рублей отменить и разрешить вопрос по существу:
Возвратить Федеральному государственному казённому учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в сумме 3000 (трёх тысяч) рублей, уплаченную по платёжному поручению "N" от 29 июля 2015 года.
В остальном определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Восточно-Сибирского окружного военного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Д.А. Романенко
Судьи:
Д.В. БояркинС.Ю. Винник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.