Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 29 ноября 2016 г. по делу N 33а-328/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи - председательствующего Соседова Д.Е.,
судей - Бояркина Д.В. и Гордеевой Е.О.,
при секретаре судебного заседания Доржижаповой Д.Д.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 000000 капитана Урсакия В.А. об оспаривании действий руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю"), связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения за апрель и май 2016 года, по апелляционной жалобе административного истца Урсакия В.А. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О., изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление административного истца и его представителя - Полякова С.В., поддержавших доводы жалобы, а также представителя руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" по доверенности - Абрамовой О.В., возражавшей относительно удовлетворения жалобы, окружной военный суд
установил:
Урсакий В.А., проходивший военную службу по контракту в войсковой части 000000, приказом командира войсковой части 11111 от 2 июня 2015 года N 8 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом, как указано в этом приказе, из списков личного состава воинской части он не исключен в связи с необеспечением жилым помещением по установленным нормам (л.д. 85).
В июне 2016 года Урсакий В.А. обратился в Читинский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором, ссылаясь на то, что ранее этим же судом удовлетворены его требования о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения (далее - денежная компенсация) за февраль и март 2016 года, просил возложить на руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" обязанность выплатить ему денежную компенсацию за апрель и май 2016 года.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Урсакий В.А. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права - неприменением закона, подлежащего применению, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование, ссылаясь на различные нормативные и нормативные правовые акты РФ, он утверждает, что руководитель ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" нарушил его право на получение денежной компенсации, отказав в ее выплате за апрель и май 2016 года, а суд нарушенное право не восстановил.
Кроме того, автор жалобы указывает на то, что выплата денежной компенсации производилась до февраля 2016 года, и ее законность не оспорена, что, по мнению Урсакия В.А., свидетельствует о том, что фактически он является нуждающимся в получении служебного и постоянного жилых помещений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
В силу абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2015 года N 989), установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация выплачивается военнослужащему со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из изложенного следует, что приведенное Положение предусматривает возможность выплаты денежной компенсации лишь военнослужащим, включенным в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, и не предусматривает возможности такой выплаты военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства.
Из смысла п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, следует, что военнослужащие включаются в список на предоставление служебных жилых помещений после рассмотрения поданного ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявления о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы с приложением документов, перечень которых определен этой же Инструкцией.
Таким образом, вопрос о включении военнослужащего в указанный список разрешается уполномоченным органом только после подачи военнослужащим соответствующего заявления и необходимых для этого документов.
Как следует из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы был заключен прапорщиком Урсакием В.А. с Министерством обороны РФ в "дата".
Приказом командира войсковой части 11111 от 2 июня 2015 года N 8 Урсакий В.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с организационно-штатными мероприятиями (срок действия контракта - по "дата"). Выслуга лет в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении - свыше 12 лет, общая выслуга - свыше 18 лет). При этом на момент вынесения судом решения из списков личного состава воинской части Урсакий В.А. не исключен (л.д. 85).
С 1 июля 2013 года административный истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства (г.Чита). (л.д.42).
Согласно имеющейся в деле копии договора найма жилья от 30 сентября 2015 года (л.д.8) административный истец и члены его семьи - У.Е., У.А. и У.Р. проживают в съемной квартире, расположенной по адресу: "адрес" Размер ежемесячной оплаты составляет " ... " рублей. Договор заключен на срок с 1 октября 2015 года по 1 октября 2016 года.
Из содержания адресованного Урсакию В.А. сообщения руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" от 26 апреля 2016 года "N" по вопросу прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилья следует, что должностное лицо не усматривает оснований для производства данной выплаты за февраль и март 2016 года в связи с тем, что Урсакий В.А. не состоит в списках нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы (л.д. 11).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель указанного должностного лица Абрамова О.В. поясняла, что оснований для выплаты денежной компенсации за наем жилья за апрель и май 2016 года также не имеется, поскольку в данный период военнослужащий на учете нуждающихся в обеспечении служебным жильем не состоял.
Как следует из материалов дела, Урсакий В.А. включен в список нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту службы (г.Чита) с 13 июля 2016 года (л.д. 87).
С учетом приведенных выше норм Федерального закона, Постановления Правительства РФ, Инструкции и установленных обстоятельств дела у Урсакия В.А. отсутствовало право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения за апрель и май 2016 года, поскольку он на учете нуждающихся в служебном жилье в этот период не состоял. В связи с этим вывод гарнизонного военного суда об отсутствии оснований для выплаты административному истцу денежной компенсации за апрель и май 2016 года является верным, а доводы жалобы об обратном - несостоятельными.
При этом суждения жалобы о том, что до февраля 2016 года Урсакию В.А. производилась выплата денежной компенсации, правового значения не имеют по указанным выше основаниям.
Поскольку суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, в силу положений ст. 111 КАС РФ оснований для возмещения Урсакию В.А. судебных расходов, связанных с уплатой госпошлины, не имелось.
Принимая во внимание изложенное, окружной военный суд приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Урсакия В.А. оставить без изменения, его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Д.Е. Соседов
Судьи: Д.В. Бояркин
Е.О. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.