Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 24 ноября 2016 г. по делу N 33а-331/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи - председательствующего Романенко Д.А., судей - Винника С.Ю. и Бояркина Д.В., при секретаре судебного заседания Дворецкой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 майора медицинской службы в запасе Репиты Т.Я. об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с отказом в восстановлении в списках личного состава воинской части и обеспечении всеми видами довольствия, по апелляционной жалобе административного истца на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выступление административного истца Репиты Т.Я. в поддержание доводов апелляционной жалобы, а также прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей необходимым решение оставить без изменения, окружной военный суд
установил:
Репита, уволенная в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с 29 сентября 2015 года исключена из списков личного состава войсковой части 00000
15 августа 2016 года административному истцу на основании апелляционного определения Восточно-Сибирского окружного военного суда от 21 июня 2016 года командиром войсковой части 00000 вручено направление в Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург) для прохождения профессиональной переподготовки с 12 сентября по 21 декабря 2016 года (л.д. 70).
16 августа 2016 года Репита обратилась к командиру войсковой части 00000 с рапортом, в котором просила восстановить её на период переподготовки в списках личного состава данной воинской части для возмещения расходов по проезду к месту учёбы и обратно, проживанию, выплаты суточных и денежного довольствия. Между тем в удовлетворении этой просьбы истцу было отказано (л.д. 67-69).
Считая данный отказ незаконным, Репита обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила обязать командира войсковой части 00000 восстановить её в списках личного состава части, поставить на все виды довольствия до окончания прохождения профессиональной переподготовки по специальности " ... " в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и выдать ей новое направление на профессиональную переподготовку с учётом даты включения в списки воинской части.
Решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2016 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
В апелляционной жалобе Репита, не соглашаясь с выводами суда, просит решение отменить и принять по делу новое - об удовлетворении заявленных требований, приводя в обоснование доводы, которые сводятся к следующему.
Так, автор жалобы, ссылаясь на п. 4 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и положения приказов Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года N 95 и от 21 октября 2015 года N 630, указывает, что профессиональная переподготовка военнослужащего должна быть организована в последний год его военной службы. Поскольку командованием ей такая возможность до увольнения в запас и исключения из списков личного состава предоставлена не была, то при направлении её на переподготовку после увольнения с военной службы она должна быть включена в списки личного состава воинской части для постановки на все виды довольствия до окончания учёбы и возмещения командировочных расходов (суточных, расходы по проживанию и проезду к месту прохождения обучения и обратно).
В поданных на апелляционную жалобу возражениях старший помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона капитан юстиции С., не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просит оставить её без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Проверив в соответствии со ст. 308 КАС РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для его отмены или изменения.
Как усматривается из материалов дела, Репита, уволенная приказом командующего Воздушно-десантными войсками от 29 июля 2015 года "N" в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, на основании приказа командира войсковой части 00000 от 9 сентября 2015 года N 86 исключена с 29 сентября 2015 года из списков личного состава воинской части (л.д. 60-63, 64, 66).
Вступившими в законную силу судебными актами указанные приказы воинских должностных лиц признаны законными (л.д. 10-18, 21-31, 75-85).
При этом апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 21 июня 2016 года на командира войсковой части 00000 возложена обязанность направить Репиту в Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова.
Согласно п. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более, в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.
Из содержания данной правовой нормы следует, что предметом её регулирования является определенная социальная гарантия, направленная на адаптацию военнослужащего после увольнения с военной службы. Каких-либо правоотношений в сфере прохождения военной службы она не устанавливает, а поэтому при разрешении спора по поводу законности увольнения с военной службы и исключения военнослужащего из списков личного состава до завершения профессиональной переподготовки применению не подлежит.
Не содержится запрета на исключение уволенного с военной службы военнослужащего из списков личного состава до завершения профессиональной переподготовки и в Положении о порядке прохождения военной службы.
При таких данных доводы апелляционной жалобы о возможности прохождения административным истцом профессиональной переподготовки только в период военной службы с сохранением обеспечения всеми видами довольствия основаны на неправильном истолковании закона.
С учётом изложенного, гарнизонный военный суд пришёл к правильному выводу о том, что оснований для включения Репиты в списки личного состава войсковой части 00000 на период прохождения ею профессиональной переподготовки не имеется.
Ошибочными являются доводы жалобы и том, что лицам, направляемым на профессиональную переподготовку, подлежат возмещению командировочные расходы (суточные, расходы по проживанию и проезду к месту прохождения обучения и обратно).
В соответствии с пунктами 4, 8, 10 и 11 приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 года N 630 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" (далее - Порядок) военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командирам (начальникам) воинских частей, при этом военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная форма обучения в образовательной организации, командир (начальник) воинской части выдает направление (приложение N 3 к Порядку) и издает приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку. Военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от воинских частей, а расходы, связанные с их обучением по программам профессиональной переподготовки, входят в смету расходов образовательной организации.
Таким образом, в Министерстве обороны Российской Федерации установлен порядок прохождения переподготовки по одной из гражданских специальностей, который предусматривает только право военнослужащих на бесплатное обучение. При этом указанным Порядком не предполагается право военнослужащих на компенсацию затрат на проезд для прохождения по их желанию очного обучения, оплаты проживания в период обучения и выплату им суточных денег.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, прохождение профессиональной переподготовки, в том числе в отличном от постоянного места службы населённом пункте, происходит исключительно по волеизъявлению военнослужащего и является реализацией его права, а не командировкой, необходимым условием которой является выполнение служебного задания.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Репиты Т.Я. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Д.А. Романенко
Судьи:
С.Ю. Винник Д.В. Бояркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.