Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 01 декабря 2016 г. по делу N 33а-338/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи - председательствующего Соседова Д.Е.,
судей - Бояркина Д.В. и Гордеевой Е.О.,
при секретаре судебного заседания Батомункуевой С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 сержанта запаса Дылгырова Б.Д. об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с невыплатой процентной надбавки к денежному довольствию за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях (далее - надбавка) в размере 30%, а также с исключением из списков личного состава воинской части, по апелляционной жалобе представителя руководителя Федерального государственного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") по доверенности - Б. на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О., изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей необходимым решение суда изменить, окружной военный суд
установил:
Дылгыров Б.Д., проходивший военную службу по контракту в войсковой части 00000, приказом командира войсковой части 00000 от 7 июня 2016 года "N" уволенный с военной службы с зачислением в запас на основании подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с невыполнением им условий контракта, приказом этого же воинского должностного лица от 27 июня 2016 года "N" исключен из списков личного состава войсковой части 00000 с 28 июня 2016 года (л.д. 7).
25 августа 2016 года Дылгыров Б.Д. через своего представителя по доверенности К. обратился в Борзинский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с 24 августа 2011 года он проходил военную службу по контракту в войсковой части 00000, при этом на указанную дату имел стаж работы (службы) в отдаленной местности 8 лет. Данное обстоятельство, как он полагает, являлось основанием для выплаты ему надбавки в размере 30%, в то время как она выплачивалась в размере 20%. Дылгыров Б.Д. (с учетом уточнений - л.д. 125) просил суд признать бездействие командира войсковой части 00000, связанное с невыплатой ему надбавки в размере 30% в период с 1 октября 2011 года по 28 июня 2016 года незаконным, обязать указанное воинское должностное лицо издать приказ об установлении ему надбавки в размере 30% в указанный период и произвести перерасчет денежного довольствия, а также отменить приказ от 27 июня 2016 года "N" об исключении его из списков личного состава воинской части и восстановить его в данных списках.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель административного истца К. отказалась от части требований, касающихся выплаты надбавки за ноябрь и декабрь 2011 года. Данный отказ принят судом, и производство по делу в данной части прекращено соответствующим определением от 9 сентября 2016 года, которое не обжаловалось.
Решением Борзинского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2016 года административный иск удовлетворен частично.
Судом признано незаконным бездействие командира войсковой части 00000, выразившееся в невыплате Дылгырову Б.Д. надбавки в размере 30%, и на это воинское должностное лицо возложена обязанность установить Дылгырову Б.Д. процентную надбавку в размере 30% за период с 1 января 2012 года по 28 июня 2016 года и обеспечить ее выплату, а на руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" - выплатить недоплаченное денежное довольствие с учетом надбавки в размере 30% за указанный период.
В целях исполнения решения суда с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в пользу Дылгырова Б.Д. постановленовзыскать " ... " рубля " ... " копейки.
Кроме того, судом признаны незаконными действия командира войсковой части 00000, связанные с исключением Дылгырова Б.Д. из списков личного состава воинской части с 28 июня 2016 года, а также приказ этого воинского должностного лица от 27 июня 2016 года "N" в части исключения Дылгырова Б.Д. из списков личного состава воинской части с 28 июня 2016 года.
На командира воинской части судом возложена обязанность внести изменения в данный приказ и изменить дату исключения Дылгырова Б.Д. из списков личного состава воинской части на 4 июля 2016 года, обеспечив его по указанную дату всеми видами довольствия, а на руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" - выплатить все положенные Дылгырову Б.Д. на новую дату исключения из списков личного состава воинской части - 4 июля 2016 года - денежные средства.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
С ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" в пользу Дылгырова Б.Д. судом постановленовзыскать судебные расходы в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "ЕРЦ МО РФ" по доверенности - Б. просит решение Борзинского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2016 года отменить в связи с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение в части взыскания денежных средств с ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
В обоснование жалобы она указывает на то, что административным истцом пропущен предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок, в течение которого он мог обратиться в суд, полагая, что данный срок начал течь с момента, когда Дылгырову Б.Д. стало известно о нарушении его прав после получения денежного довольствия за январь 2012 года. При этом Дылгыров Б.Д. доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска данного срока, не представил.
Также Б., анализируя нормы Бюджетного кодекса РФ, указывает в жалобе на то, что решение суда в части взыскания с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" денежных средств подлежит исполнению в принудительном порядке путем направления исполнительного листа административным истцом или судом на основании его заявления в органы федерального казначейства. Между тем возложение судом на командира воинской части и руководителя Учреждения обязанности произвести Дылгырову Б.Д. выплату надбавки предполагает совершение действий по внесению сведений в СПО " " ... "" и последующему начислению денежных средств с помощью данного программного обеспечения, что влечет обязанность Учреждения выплатить административному истцу денежные средства. Это, как считает автор жалобы, может привести к производству двойной выплаты Дылгырову Б.Д. как посредством выплаты денежного довольствия на банковскую карту Учреждением, так и через Управление Федерального казначейства РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Борзинского гарнизона капитан юстиции П., не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще, в суд не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, выслушав мнение прокурора, окружной военный суд приходит к следующему.
Пунктом 105 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700 (далее - Порядок), установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию в зависимости от периодов военной службы (службы и трудовой деятельности) в указанных районах (местностях).
В силу п. 109 Порядка военнослужащим установлены размеры надбавок в зависимости от продолжительности стажа в районах (местностях), отнесенных к различным группам территорий, предусмотренным приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" (далее - Постановление Правительства РФ).
Постановлением Правительства РФ также утверждены Правила применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиям, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил периоды военной службы, службы и трудовой деятельности военнослужащего (сотрудника) в районе (местности) (далее - стаж), дающие право на установление процентной надбавки, суммируются независимо от продолжительности перерыва между ними.
В силу подп. "г" п. 5 Правил военнослужащим при прохождении службы в местности, отнесенной к IV группе территорий, устанавливается надбавка за службу в отдаленной местности в размере 10 процентов за первый год стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые 2 последующих года стажа, но не более 30 процентов.
Как следует из копии трудовой книжки, Дылгыров Б.Д. в период с 16 июля 2004 года по 10 октября 2007 года работал на различных должностях в располагавшемся в "адрес", в настоящее время - "адрес") структурном подразделении " ... " филиала ОАО " ... " (л.д. 8-9). Согласно копии послужного списка, имеющейся в материалах административного дела, Дылгыров Б.Д. проходил военную службу по контракту: в период с 24 октября 2007 года по 1 декабря 2007 года - в воинской части, дислоцировавшейся в "адрес"); с 1 декабря 2007 года по 20 апреля 2011 года - в Службе в " ... " ( " ... " область, в настоящее время - " ... "); с 24 августа 2011 года по 28 июня 2016 года - в войсковой части 00000, дислоцировавшейся в "адрес" (л.д. 39-40).
В соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ "адрес", "адрес" и "адрес" находятся на территории, отнесенной к IV группе территорий.
Таким образом, по состоянию на 1 октября 2011 года стаж работы и военной службы Дылгырова Б.Д. в отдаленной местности составлял более 5 лет. Следовательно, на указанную дату у военнослужащего возникло право на получение надбавки в размере 30%. Доказательств, свидетельствующих о том, что командиром войсковой части 00000 был издан соответствующий приказ (направлен проект приказа) об установлении военнослужащему данной надбавки в указанном размере, административным ответчиком не представлено.
Поскольку фактически указанная надбавка была выплачена военнослужащему за период с 1 февраля 2012 года по 28 июня 2016 года в размере 20%, а за январь 2012 года не была выплачена вообще, что следует из материалов дела (л.д. 61-88), вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия командира войсковой части 00000, выразившегося в невыплате Дылгырову Б.Д. надбавки за указанный период в размере 30%, является правильным, в связи с чем суд обоснованно возложил на воинское должностное лицо обязанность установить военнослужащему данную надбавку в размере 30% и обеспечить ее выплату.
Правильным является и вывод суда о том, что требование административного истца о выплате надбавки за октябрь 2011 года удовлетворению не подлежит, поскольку в ноябре и декабре 2011 года надбавка Дылгырову Б.Д. выплачивалась в размере 30%, то есть нарушение права Дылгырова Б.Д. прерывалось, следовательно, по требованию относительно надбавки в размере 30% за октябрь 2011 года им пропущен трехмесячный срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Так как выплата военнослужащему денежного довольствия производится ФКУ "ЕРЦ МО РФ", судом первой инстанции принято решение о возложении на руководителя данного учреждения обязанности по выплате военнослужащему недоплаченного денежного довольствия с учетом надбавки в размере 30% с 1 января 2012 года по 28 июня 2016 года.
Что касается решения суда о взыскании с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в пользу Дылгырова Б.Д. в целях исполнения решения " ... " рубля " ... " копейки, то окружной военный суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 176 и подп. 1 и 2 ч. 4 ст. 180 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства административного дела, установленные судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах.
Вопреки данным требованиям при принятии судом решения относительно размера подлежащего взысканию недоплаченного денежного довольствия с учетом надбавки за службу в отдаленной местности в размере 30% суд первой инстанции в мотивировочной части решения должным образом расчет суммы, подлежащей взысканию, не привел, указав лишь на размеры окладов по воинским званию и должности, установленных военнослужащему. При этом неясно, учитывалась ли судом первой инстанции при расчете надбавка за особые условия службы и надбавка за выслугу лет. Поскольку проверить правильность произведенного судом расчета не представляется возможным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указание в решении суда о взыскании с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в пользу Дылгырова Б.Д. конкретной денежной суммы подлежит исключению (абзац пятый резолютивной части решения суда).
С учетом того, что суд первой инстанции возложил на руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" обязанность по выплате недоплаченного денежного довольствия с учетом надбавки в размере 30%, а также положений ст. 227 КАС РФ, необходимости указания о взыскании с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в пользу Дылгырова Б.Д. конкретной денежной суммы недоплаченного денежного довольствия с учетом указанной надбавки за период с января 2012 по июнь 2016 года окружной военный суд не усматривает.
Что касается доводов жалобы о том, что указание в решении суда о взыскании с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" денежных средств с одновременным возложением судом на командира воинской части и руководителя указанного учреждения обязанности произвести Дылгырову Б.Д. выплату надбавки за прохождение службы в отдаленной местности может привести к производству двойной выплаты военнослужащему положенных ему денежных средств, то данное обстоятельство не может явиться основанием для отмены решения суда, поскольку взыскание судом конкретной денежной суммы с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" определялось только во исполнение решения суда. В случае возникновения неясностей при исполнении решения суда данный вопрос мог быть разрешен в порядке, установленном ст. 185 КАС РФ. Кроме того, окружной военный суд по основаниям, приведенным выше, пришел к выводу об исключении из решения суда указания о взыскании с ФКУ "ЕРЦ МО РФ" конкретной денежной суммы в пользу Дылгырова Б.Д.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что административным истцом пропущен предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с административным исковым заявлением, окружной военный суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Суд первой инстанции, мотивируя свой вывод относительно того, что истцом не пропущен процессуальный срок обращения в суд, обоснованно указал в решении о том, что невыплата административному истцу надбавки в надлежащем размере (30%) за период с января 2012 года по 28 июня 2016 года осуществлялась непрерывно в течение длительного времени и правильно расценил данное обстоятельство как длящееся нарушение прав военнослужащего на получение денежного довольствия в полном объеме. При этом трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, в рассматриваемом случае подлежит исчислению с 28 июня 2016 года, поскольку нарушение, по мнению административного истца, прав, обусловленное невыплатой надбавки в размере 30%, было ограничено периодом с января 2012 года по 28 июня 2016 года.
Также суд первой инстанции, руководствуясь п. 4 ст. 3 и п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, обоснованно пришел к выводу о признании незаконными действий командира войсковой части 00000, связанных с исключением военнослужащего из списков личного состава воинской части с 28 июня 2016 года, соответствующего приказа в этой части и необходимости внести изменения в приказ командира войсковой части 00000 от 27 июня 2016 года "N" в части даты исключения Дылгырова Б.Д. из списков личного состава воинской части с 28 июня на 4 июля 2016 года, поскольку именно в этот день денежное довольствие за июнь 2016 года было перечислено в банк для зачисления на личный счет военнослужащего (л.д. 88), в затем получено Дылгыровым Б.Д., что подтвердила в судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель административного истца по доверенности - К. (л.д. 114).
При этом оснований для отмены приказа воинского должностного лица об исключении из списков личного состава воинской части и восстановления в данных списках в связи с тем, что военнослужащий на дату исключения из этих списков не был в полном объеме обеспечен денежным довольствием, в том числе с учетом надбавки в размере 30%, у суда первой инстанции не имелось, поскольку нарушение прав военнослужащего в данном случае возможно и без восстановления его в списках личного состава воинской части посредством возложения судом на должностных лиц соответствующих обязанностей, указанных в оспариваемом решении (п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Верно разрешен судом и вопрос, связанный с судебными расходами, в соответствии с требованиями ст. 111 КАС РФ.
Таким образом, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, окружной военный суд не усматривает. Решение подлежит изменению в указанной выше части по приведенным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Борзинского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Дылгырова Б.Д. изменить, исключив из резолютивной части решения суда абзац пятый.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" - Б. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Д.Е. Соседов
Судьи: Д.В. Бояркин
Е.О. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.