Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании 14 декабря 2016 года дело по апелляционной жалобе УМВД России по Омской области на решение Кировского районного суда г. Омска от 22 сентября 2016 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решением УФМС России по Омской области от 06 июля 2016 года об отказе в продлении ФИО1 срока действия статуса вынужденного переселенца.
Обязать УМВД России по Омской области устранить допущенные нарушения прав ФИО1 путем продления ей срока действия статуса вынужденного переселенца.
Взыскать с УМВД России по Омской области в пользу ФИО1 судебные расходы " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФМС России по Омской области о признании незаконным решения УФМС России по Омской области от 06.07.2016 г. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязании восстановить статус вынужденного переселенца. В обоснование указала, что получила статус вынужденного переселенца 09.07.2002 года на основании решения территориального органа Минфедерации в Волгоградской области. В 2011 году переехала в г. Омск на постоянное место жительства. Начиная с 2011 года УФМС России по Омской области ежегодно продлевало ФИО1 статус вынужденного переселенца. Поскольку для получения статуса вынужденного переселенца ей была необходима постоянная прописка на территории Омской области, она обратилась к сыну, чтобы он ее зарегистрировал. При этом с сыном общего хозяйства она не ведет, живет с ним раздельно.
Определением суда от 26.08.2016 года была произведена замена административного ответчика УФМС России по Омской области на правопреемника УМВД России по Омской области.
В отзыве на иск УМВД России по Омской области просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Омской области считает решение необоснованным и подлежащим отмене. Отмечает, что дети вынужденного переселенца независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и ведения с ним общего хозяйства относятся к членам семьи вынужденного переселенца. Обращает внимание на то, что договор найма между истцом и ее сыном, фактически не является договором найма жилого помещения, т.к. ФИО1 согласно п. 1.2 указанного договора производит оплату только за предоставляемые коммунальные услуги, оплату за использование жилой площади не производит, поэтому не может считаться нуждающейся в жилом помещении. Полагает, что истцом приняты меры к самостоятельному обустройству на новом месте жительства. Факт наличия жилья, пригодного для проживания истца, подтверждается материалами дела, в связи с чем довод о наличии обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства необоснован.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. " ... ").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, заслушав пояснения представителя ФИО1 Тошбаевой И.А., представителя УМВД России по Омской области Ткаченко А.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены такие нарушения.
Статус вынужденных переселенцев, гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 5 указанного Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Согласно ч. 5 ст. 5 вышеуказанного закона срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Разрешение вопроса о том, какие обстоятельства в том или ином случае препятствовали лицу, признанному вынужденным переселенцем, обустроиться на новом месте жительства, что давало бы возможность продления срока действия статуса вынужденного переселенца по его истечении, относится к полномочиям органов миграционной службы и судов общей юрисдикции.
В соответствии с п. 56 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29.06.2012 N 218 решение о продлении либо об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем в течение 21 дня с даты регистрации заявления о продлении срока действия статуса в территориальном органе и оформляется протоколом, в котором указываются основания продления либо отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Протокол утверждается руководителем территориального органа либо его заместителем.Согласно п. 22 Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается:
- при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца;
- в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации, при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации либо при возвращении в субъект Российской Федерации, территорию которого лицо было вынуждено покинуть, в случае приобретения этим лицом права пользования жилым помещением в указанном субъекте Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.
Как усматривается из материалов дела, в 2001 году ФИО1 с мужем и детьми переехала из республики Казахстан на постоянное жительство в г. Камышин Волгоградской области.
09.07.2002 года решением территориального органа Минфедерации России в Волгоградской области ФИО1 в установленном порядке был предоставлен статус вынужденного переселенца сроком на 5 лет, выдано удостоверение вынужденного переселенца.
С 2007 года срок действия данного статуса по заявлениям ФИО1 ежегодно продлевался.
Ввиду переезда на постоянное место жительства в г. Омск ФИО1 24.01.2011 года была поставлена на учет как вынужденный переселенец в УФМС России по Омской области.
В связи с истечением 09.07.2016 года срока действия статуса вынужденного переселенца 16.06.2016 года ФИО1 обратилась в УФМС России по Омской области с заявлением о продлении названного срока.
Решением комиссии по вопросам предоставления, продления, лишения, утраты статуса вынужденного переселенца УФМС России по Омской области от 06.07.2016 года ФИО1 было отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на основании п. 5 ст. 5, п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденных переселенцев, отсутствия обстоятельств, препятствующих заявителям в обустройстве на новом месте жительства.
При этом комиссия исходила из того, что ФИО1 имеет постоянное жилье, поскольку член ее семьи, сын ФИО2, не имеющий статуса вынужденного переселенца, является собственником жилого помещения в г. Омске.
О принятии решения ФИО1 направлено соответствующее уведомление от 08.07.2016 года.
Полагая указанное решение незаконным, истец обратилась в суд, просила обязать УФМС России по Омской области устранить допущенные нарушения ее прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что у УФМС России по Омской области отсутствовали основания для отказа в продлении ФИО1 срока действия статуса вынужденного переселенца, поскольку сын административного истца, не является членом ее семьи.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, исходя из следующего.
Статус вынужденного переселенца может быть продлен при наличии одновременно ряда оснований, перечисленных в ч. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах". В частности, статус вынужденного переселенца продлевается при условии, что вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
При проверке сведений по заявлению ФИО1 о продлении статуса вынужденного переселенца УФМС России по Омской области было установлено, что сын заявителя, ФИО2, имеет в собственности приобретенную по договору купли-продажи квартиру площадью 35,2 кв.м., расположенную по адресу: г. Омск, " ... ".
Указанное подтверждается выданной по запросу УФМС России по Омской области выписка Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от " ... " N " ... ".
Из адресной справки N " ... " УФМС России по Омской области, письменных объяснений истца следует, что с 08.12.2012 года ФИО1 зарегистрирована и фактически проживает в принадлежащей сыну квартире по адресу: г. Омск, " ... ".
ФИО2 с 2011 года проживает по адресу: г. " ... ", " ... ".
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, принимая во внимание, что под обустройством вынужденных переселенцев на новом месте жительства согласно действующему законодательству понимается именно их жилищное обустройство, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности отказа ФИО1 в продлении статуса вынужденного переселенца.
При этом вывод суда о том, что сын истца, проживающий раздельно с ней, не является членом ее семьи, основан на неверном толковании закона.
При вынесении решения суд руководствовался ч. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в соответствии с которой членами семьи вынужденного переселенца являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Между тем, целью Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" является защита прав вынужденных переселенцев. Законодатель предусматривает дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, чтобы поставить их в равные условия с иными категориями граждан Российской Федерации. Обустройство вынужденных переселенцев на новом месте жительства по смыслу п. 4 ст. 5 и ст. 7 названного закона связано с обеспечением вынужденных переселенцев и членов их семьи жилыми помещениями для постоянного проживания.
То обстоятельство, что сын ФИО1 фактически живет раздельно от нее, по иному адресу, не свидетельствуют о том, что он не является членом семьи и заявитель не обустроена на новом месте жительства.
Наличие в собственности у сына истца жилого помещения, а также факт проживания истца в указанной квартире являются достаточными доказательствами обустройства вынужденного переселенца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение УФМС России по Омской области от 06.07.2016 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца законным и обоснованным, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу УМВД России по Омской области удовлетворить.
Решение Кировского районного суда г. Омска от 22 сентября 2016 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения УФМС России по Омской области от 06.07.2016 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязании восстановить статус вынужденного переселенца.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.