Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Власенко В.А.
с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования г.-к. Анапа по доверенности Бурлуцкого А.А., представителя ООО "Бася" по доверенности Баринова Д.А. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 22 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Малышева О.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г.-к. Анапа, ООО "Служба Бася" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию приюта для содержания безнадзорных животных, запрещении деятельности по отстрелу и умерщвлению безнадзорных животных при их отлове, запрещении использования препарата "Адилин" и его аналогов при отлове безнадзорных животных.
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г.-к. Анапа, ООО "Служба Бася" о признании бездействия незаконным, обязанности создать приют для содержания безнадзорных животных, запрещении деятельности по отстрелу и умерщвлению безнадзорных животных при их отлове, запрещении использования препарата "Адилин" и его аналогов при отлове безнадзорных животных.
Малышева О.Д. в обоснование исковых требований указала, что 16.03.2016 г. в дневное время, она производила выгул своего домашнего питомца - щенка Теди, возрастом около двух месяцев, во дворе многоквартирного дома по адресу: г " ... ", где постоянно проживает, при этом щенок свободно перемещался по территории двора и придворовой территории. Во время выгула ей пришлось подняться в свою квартиру выключить электроприбор, поднявшись в квартиру, она вышла на балкон, чтобы убедиться, что её щенок продолжает гулять и с ним все в порядке. В это время с балкона она увидела, что щенка взял на руки неизвестный мужчина и направился вместе с ним к припаркованной во дворе машине. Она позвонила в УЖКХ администрации муниципального образования г.-к. Анапа, где ей сообщили номер телефона лица, непосредственно осуществившего отлов " ... ". Поскольку до настоящего времени органом местного самоуправления истице не сообщено где находится принадлежащая ей собака, не предоставлена реальная возможность ее востребовать и забрать домой, она полагает, что её права и законные интересы как собственника нарушены.
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в обоснование своих требований указал, что прокуратурой в ходе проверки коллективного обращения жителей г.-к. Анапа о жестоком обращении с животными при их отлове и умерщвлении ООО "Служба Бася", было установлено, что на основании муниципального контракта от 19.11.2015 г. N394, заключенного между УЖКХ администрации муниципального образования г.-к. Анапа и ООО "Служба Бася", обществом осуществляется отлов безнадзорных животных на территории г.-к. Анапа. ООО "Служба Бася" во исполнение муниципального контракта осуществлен отлов 139 безнадзорных собак, которые впоследствии в нарушение требований законодательства умерщвлены с использованием препарата "Адилин-Супер" приводящего к моментальному летальному исходу. Вместе с тем, вышеуказанное средство вызывает у животных мучительную смерть от удушья, без потери сознания и является негуманным, тогда как процедура эвтаназии должна проводиться только ветеринарными специалистами в специально отведенном помещении с ограничением доступа для посторонних. Аналогичные обстоятельства установлены решениями Анапского районного суда от 24.11.2011 г. по делу " ... ", Первомайского районного суда г.Краснодара от 03.06.2011 по делу " ... ", а также кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.07.2011 по делу " ... ". Как показала проверка, администрацией муниципального образования г.-к. Анапа нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок содержания и отлова безнадзорных животных на территории муниципального образования, до настоящего времени не принят, приюта или иного пункта для временного содержания безнадзорных животных на территории г.-к. Анапа не имеется, что подтверждается информацией органа местного самоуправления от 22.07.2016 г. за " ... ". Таким образом, ни администрацией муниципального образования г.-к. Анапа, ни ООО "Служба Бася" не обеспечивается соблюдение требований законодательства о помещении отловленного животного в специализированный питомник (приют) или иной пункт временного содержания животных, а также установлению собственника животного. Деятельность ООО "Служба Бася", выраженная в отлове, умерщвлении безнадзорных животных с применением препарата "Адилин-Супер", а также факт отсутствия на территории муниципального образования г.-к. Анапа приюта для временного содержания безнадзорных животных, исключают возможность их помещения в специализированное учреждение для последующего возврата владельцам, нарушают права неопределённого круга лиц на защиту права собственности, а также права на свободное распоряжение и пользование имуществом, что противоречит принципам гуманного отношения к животным. Прокурор просил суд признать деятельность ООО "Служба Бася", выраженную в отлове, умерщвлении безнадзорных животных с применением препарата "Адилин-Супер" и его аналогов на территории муниципального образования г.-к. Анапа незаконной, запретить администрации муниципального образования г.-к. Анапа, ООО "Служба Бася" использование препарата "Адилин-Супер" и его аналогов при отлове безнадзорных животных на территории муниципального образования г.-к. Анапа, запретить администрации муниципального образования г.-к. Анапа, ООО "Служба Бася" осуществлять умерщвление безнадзорных животных в случаях не предусмотренных законом, а также в отсутствие подтвержденных заключением специалиста в области ветеринарии показаний к умерщвлению, запретить ООО "Служба Бася" осуществлять деятельность по отлову, умерщвлению безнадзорных животных, на территории муниципального образования г.-к. Анапа, без обеспечения возможности содержания отловленных животных, как минимум в течение шести месяцев в специализированном питомнике (приюте) или ином пункте содержания животных, обязать ООО "Служба Бася" обеспечить соблюдение требований законодательства по регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г.к. Анапа, а именно: информировать население в печатных изданиях, других средствах массой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову безнадзорных животных, местонахождении пунктов содержания и приютов; вести учет отловленных безнадзорных животных; доставлять отловленных животных в пункт временного содержания (приют); организовать освидетельствование и вакцинацию против бешенства отловленных безнадзорных животных специалистом в области ветеринарии; с целью розыска собственника отловленного животного, не позднее трех дней с момента задержания безнадзорного животного, заявить об их обнаружении в полицию или в орган местного самоуправления, на территории которого было отловлено животное; содержать отловленное безнадзорное животное в пункте содержания таких животных в течение шести месяцев с момента их отлова, в случае если собственник животного не объявился; обязать администрацию муниципального образования г.-к. Анапа организовать создание на территории муниципального образования г.-к. Анапа специализированного питомника (приюта) или иного пункта временного содержания безнадзорных животных, обязать администрацию муниципального образования г.-к. Анапа обеспечить соблюдение требований законодательства с невостребованными животными, а именно в случае если отловленное безнадзорное домашнее животное не востребовано его владельцем в течение шести месяцев со дня отлова, организовать его стерилизации (кастрации) и возврат в места прежнего обитания, обязать администрацию муниципального образования г.-к. Анапа обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательств о животном мире, о содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае при организации деятельности по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г.-к. Анапа в соответствии с требованиями постановления главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 г. N300 "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края".
В судебном заседании представитель Малышевой О.Д. поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме, исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора поддержала, указала, что они являются обоснованными, законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, в судебном заседании требования прокурора поддержал по основаниям указанным в иске, просил удовлетворить их в полном объеме, исковые требования Малышевой О.Д. поддержал.
Представитель администрации муниципального образования г.-к.Анапа по доверенности Нафтаев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Малышевой О.Д., пояснил, что истица не доказала факт принадлежности ей щенка Теди, что является основанием для отказа ей в иске в полном объеме. С требованиями прокурора не согласился, в связи с тем, что ст. 10 Федерального закона от 19.11.1995 г. N52-ФЗ "О животном мире" не применима при рассмотрении настоящего спора, так как в данном законе под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы. Также указал, что ссылка прокурора на положения Модельного закона об обращении с животными, принятого на двадцать девятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановлением от 31.10.2007 г. N29-17) является не правомерной, так как данный закон носит рекомендательный характер и не имеет юридической силы. Кроме того, пояснил, что препарат "Адилин-Супер", является лекарственным препаратом, что подтверждается регистрационным удостоверением и может применяться при отлове бездомных животных. Решения судов по аналогичным делам, на которые ссылается прокурор не могут быть приняты судом во внимание при разрешении настоящего спора, так как в Российской Федерации отсутствует прецедентное право, на основании чего просил отказать прокурору в иске в полном объеме.
Представитель третьего лица ГБУ КК "Управление ветеринарии Анапского района" не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в судебном заседании исковые требования Малышевой О.Д. и Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора поддержал, пояснил, что ООО "Служба Бася" производит на территории муниципального образования г.-к. Анапа отлов безнадзорных домашних животных, умерщвленных животных доставляют в управление ветеринарии для составления соответствующих документов, а в последующем забирают для утилизации. За период времени работы ООО "Служба Бася" были единичные случаи доставки живых животных, однако куда они их поместили ему не известно, поскольку в г.-к. Анапа пунктов для временного содержания безнадзорных животных не имеется. Также, пояснил, что при доставлении живых животных, ветеринары осматривают их и как то предусматривает действующее законодательство составляют ветеринарное заключение о физическом состоянии.
Представители ООО "Служба Бася" в судебном заседании исковые требования Малышевой О.Д. не признали, пояснив, что Малышева О.Д. не представила суду доказательств того, что щенок про которого идет речь в иске принадлежит ей на праве собственности. Вместе с тем, из иска следует, что она просит создать приют, запретить использование препарата "Адилина-Супер" при отлове животных, удовлетворение указанных требований не приведет к восстановлению её нарушенного права, более того указанные требования направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, вместе с тем истица в силу закона не наделена такими полномочиями, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. С требованиями прокурора представители не согласны, поскольку Общество осуществляет отлов безнадзорных животных на территории г.-к. Анапа на основании муниципального контракта. Условия данного контракта обществом соблюдаются в полном объеме, при отлове используется лекарственный препарат "Адилин-Супер", который в малых дозах не приводит к летальному исходу, что подтверждается вступившими в законную силу решениями судов предоставленных в материалы дела. Кроме того, данный препарат не запрещен для применения на территории Российской Федерации. Также, пояснили, что запрет деятельности по отлову безнадзорных животных приведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановке в г.-к. Анапа, что в свою очередь повлияет на права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Решением Анапского городского суда от 22 августа 2016 года отказано в удовлетворении иска Малышевой О.Д. к администрации муниципального образования г.-к. Анапа, ООО "Служба Бася" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию приюта для содержания безнадзорных животных, запрещении деятельности по отстрелу и умерщвлению безнадзорных животных при их отлове, запрещении использования препарата "Адилин" и его аналогов при отлове безнадзорных животных.
Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.-к.Анапа, ООО "Служба Бася" о признании бездействия незаконным, обязанности создать приют для содержания безнадзорных животных, запрещении деятельности по отстрелу и умерщвлению безнадзорных животных при их отлове, запрещении использования препарата "Адилин-Супер" и его аналогов при отлове безнадзорных животных удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах, поданных в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования г.-к. Анапа по доверенности Бурлуцкий А.А., представитель ООО "Бася" по доверенности Баринов Д.А. просят решение Анапского городского суда от 22 августа 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Малышевой О.Д. по доверенности Хан О.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав представителей ООО "Бася" по доверенностям Кошелева Я.С., Баринова Д.А., представителя Малышевой О.Д. по доверенности Хан О.В., прокурора Руденко М.В., судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.04.1995 г. N52-ФЗ "О животном мире" юридические лица, включая общественные объединения, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право, в том числе на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.
Статьей 2 Закона Краснодарского края от 02.12.2004 г. N800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае" (далее -Закон N 800-КЗ) определено, что безнадзорные животные - это домашние животные, не находящиеся на содержании владельца и живущие без присмотра; пункт временного содержания домашних животных - место содержания найденных, отловленных, изъятых домашних животных, где они содержатся до принятия решения о дальнейшем их использовании.
Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N52-ФЗ (в редакции от 13 июля 2015 г.) "О животном мире", Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N4979-1 "О ветеринарии", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N232-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов и принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов, в том числе Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных".13. Бешенство", утверждённых Госкомсанэпиднадзором России 31 мая 1996 г. N11 и Минсельхозпродом России 18 июня 1996 г. N23.
Сучетом приведенных норм суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу том, что безнадзорные животные - это потерявшиеся, сбежавшие, брошенные или иным образом оставшиеся без попечения людей домашние животные; при их задержании, в том числе, при отлове не допускается применение способов и технических приспособлений, влекущих увечье, травму безнадзорного животного, угрозу для их жизни или здоровья. Организации по отлову животных при этом обязаны своевременно информировать население в печатных изданиях, других средствах массовой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову безнадзорных животных, местонахождении пунктов содержания и приютов, вести учёт отловленных безнадзорных животных и представлять заинтересованным лицам сведения об этих животных.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона Краснодарского края от 01.12.2004 г. N800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае", для решения проблем, связанных с содержанием домашних животных, могут создаваться приюты, гостиницы и пункты временного содержания домашних животных.
По смыслу ст. 10 Закона N800-КЗ отлов безнадзорных животных должен производиться в соответствии с действующим законодательством в целях предупреждения распространения инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человека и животных, обеспечения порядка и спокойствия населения и основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности. Запрещается проводить отлов безнадзорных животных в присутствии детей.
Умерщвление домашних животных производится специально уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством, путем усыпления либо иными гуманными способами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть (ст. 11 Закона N800-КЗ).
При этом в соответствии со ст.ст. 230-232 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорное домашнее животное, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трёх дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в милицию или орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Лицо, задержавшее безнадзорное животное, и лицо, которому оно передано на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать. Если в течение шести - месяцев с момента заявления о задержании безнадзорного домашнего животного их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своём праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержащегося у него животного оно поступает в муниципальную собственность и используется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Из приведенных положений следует, что согласно действующему гражданскому законодательству отловленные безнадзорные животные должны содержаться в течение шести месяцев, после чего в случае не обнаружения собственника возможно приобретение лицом прав собственности на них или передача в муниципальную собственность.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. N4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N4979-1) основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных; защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно п. 9.2. СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 г. N54 (далее - СП N 3.1.7.2627-10) в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включается регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства.
Пунктом 9.5. СП N 3.1.7.2627-10 предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.
Из положений Модельного закона Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых государств "Об обращении с животными", принятым постановлением от 31.10.2007 г. N29-17, организации по отлову животных обязаны своевременно информировать население в печатных изданиях, других средствах массовой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову безнадзорных животных, о местонахождении пунктов содержания и приютов, вести учет отловленных безнадзорных животных и предоставлять заинтересованным лицам сведения об этих животных (ст. 31), для временного содержания изъятых или иным образом отчужденным животных, найденных или отловленных безнадзорных животных, а также поиска их владельцев или новых владельцев организациями, осуществляющими отлов безнадзорных животных, создаются пункты временного содержания животных, которые при невостребованности собственником могут быть подвержены контрацепции или биостерилизации с последующим возвращением этих животных в места их отлова организацией по отлову животных (ст.ст. 32-33). Умерщвление допускается лишь в случаях предусмотренных ст. 35 Модельного закона.
Порядок обращения с отловленными животными, их содержание, учет, доставление в пункт временного содержания, определен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 г. N300 "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края".
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что основным принципом обращения с животными является гуманность, и отлов безнадзорных животных также должен осуществляться с учетом этого принципа и обеспечивать возможность возврата животного его законному владельцу.
Законом Краснодарского края от 27.09.2012 г. N2584 (ред. от 04.02.2014 г.) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края", органы местного самоуправления Краснодарского края наделены государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
Исходя из содержания указанного закона органы местного самоуправления, являются получателями субвенций на вышеуказанные цели.
Согласно Закону Краснодарского края от 12.12.2014 г. N3068-КЗ "О краевом бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 г.г." в краевом бюджете предусмотрены субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края, как на 2016, так и на 2017 гг.
Как следует из материалов дела, 19.11.2015 г. между управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г.-к. Анапа и ООО "Служба Бася" заключен муниципальный контракт от " ... ".
По условиях указанного контракта ООО "Служба Бася" выполняет работы по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г.-к. Анапа в 2016 г. Стоимость работ составляет " ... " рублей.
Приложением N1 к муниципальному контракту установлено, что отлов безнадзорных животных производится в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 г. N300 "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края". Подбор и утилизация падших животных проводится в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. N13-7-2/469) путем кремации, либо захоронения в биотермической яме Беккера, в местах, специально отведенных для этих целей.
Во исполнение указанного муниципального контракта между ФГБУ "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности" и ООО "Служба Бася" заключен договор на приобретение "Адилина-супер".
В судебном заседании представитель ответчика ООО "Служба Бася" утверждал, что отлов безнадзорных животных осуществляется на основании заявок, выставленных УЖКХ администрации муниципального образования г.-к. Анапа. Заказчик указывает место и иные данные, позволяющие установить местонахождение бездомных животных. Заявки формируются заказчиком на основании жалоб, поступающих от граждан по факту обнаружения безнадзорных животных, представляющих потенциальную опасность для населения. Данные сведения проверяются заказчиком, и только после установления факта бесхозяйности животного, то есть отсутствия хозяина и иных признаков, указывающих на отсутствие принадлежности данного животного собственнику, заказчик выдает заявку на его отлов. Применение препарата "Адилин-Супер" с использованием летающих шприцов является одним из наиболее эффективных и в тоже время наименее безболезненных способов отлова животных, а также данный препарат не запрещен для применения на территории Российской Федерации.
Данные доводы представителя ответчика суд первой инстанции верно оценил критически, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами.
Как следует из декларации о соответствии ФГБУ "ФЦТРБ-ВНИВИ" "Адилин-Супер" лекарственный препарат предназначен для бескровного умерщвления животных.
Из регистрационного удостоверения " ... " выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору следует, что лекарственный препарат "Адилин-Супер" применяется для бескровного умерщвления животных.
Применение препарата "Адилин" регламентировано его паспортом и Временным наставлением " ... " от 24.04.1991 г. "По применению "Адилин-супер" для убоя пушных зверей, кошек и собак", утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной инспекцией при Государственной комиссии СМ СССР по продовольствию и закупкам, в которых предусмотрены дозы раствора препарата.
Из инструкций по применению препарата "Адилин", "Адилин-супер" следует, что он применяется для бескровного убоя животных. Для этой цели животному однократно вводят раствор препарата, доза которого должна быть рассчитана с учетом массы животного. После применения препарата "Адилин", "Адилин-супер" трупы животных подлежат уничтожению и утилизации. Все работы с "Адилином" должны проводиться специально назначенным и проинструктированным ветеринарным персоналом.
Препарат "Адилин-супер" относится к ветеринарным лекарственным средствам мышечной релаксации (миорелаксантам). В соответствии с новыми современными требованиями к лекарственным препаратам "Адилин-супер" прошел перерегистрацию в Россельхознадзоре Минсельхоза России (законодателя по лекарственным средствам для животных) и получил новое сокращенное название "Адилин" и новое свидетельство о государственной регистрации.
Препарат "Адилин" относится к миорелаксантам и оказывает действие только при парентеральном (внутримышечном) введении, при применении он блокирует нервно-мышечное возбуждение, в результате чего наступает расслабление скелетных мышц и обездвиживание с последующим летальным исходом. Для каждого вида животного предусмотрена определенная концентрация препарата, которая так же зависит от массы животного.
В ходе проверки доводов коллективного обращения жителей г.-к. Анапа о жестоком обращении с животными при их отлове и умерщвлении ООО "Служба Бася" Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что администрацией муниципального образования г.-к. Анапа нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок содержания и отлова безнадзорных животных на территории муниципального образования, до настоящего времени не принят, приюта или иного пункта для временного содержания безнадзорных животных на территории г.-к. Анапа не имеется.
Согласно информации представленной главой муниципального образования г.-к.Анапа " ... " 22.07.2016 г. на территории муниципального образования г.-к. Анапа отсутствуют спецприемники для содержания безнадзорных животных, в связи с чем, производится утилизация отловленных безнадзорных животных в филиале ООО "Кубанская экологическая компания" "Тимашевский белок". Ответственность за выполнение работ по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г.-к. Анапа несет ООО "Служба Бася".
При этом, ООО "Служба Бася" во исполнение муниципального контракта осуществлен отлов 139 безнадзорных собак, которые впоследствии в нарушение требований законодательства умерщвлены с использованием препарата "Адилин-Супер" приводящего к моментальному летальному исходу.
Из объяснений представителя третьего лица ГБУ КК "Управление ветеринарии Анапского района" также следует, что препарат "Адилин-супер" ведет исключительно к гибели животного и не применяется для временного усыпления или обездвиживания.
Исходя из требований, установленных Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 г. N300 "Об утверждении порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края", умерщвление безнадзорных животных допускается в исключительных случаях: недопущения распространения карантинных и особо опасных болезней животных, а также с целью ликвидации их последствий при наличии у безнадзорного животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животного; прекращения страданий безнадзорного животного при наличии у него неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы, если они не могут быть прекращены иным способом; -при проявлении повышенной агрессии животного, представляющей угрозу жизни и здоровью человека и не поддающейся методам социальной адаптации. Показания к умерщвлению должны быть подтверждены, заключением специалиста в области ветеринарии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что деятельность ответчиков по организации отлова безнадзорных животных осуществляется в нарушение как требований законодательства, так и принципов гуманного отношения к животными, применение ООО "Служба Бася" вышеуказанного препарата и его аналогов при отлове безнадзорных животных носит неправомерный характер, поскольку его применение влечет для животного летальный исход и влечет невозможность возврата собственнику, вне зависимости от того обстоятельства, что данный препарат не является запрещенным для применения на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что решение суда о запрете ответчику на использование препарата "Адилин-супер" и его аналогов для умерщвления животных не может расцениваться как налагающее такой запрет на применение этих препаратов в состоянии необходимой обороны либо в состоянии крайней необходимости при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица.
Законодательное собрание Краснодарского края в Постановлении N1101-П от 24.12.2008 г. рекомендовало органам местного самоуправления в Краснодарском крае организовать работу по созданию приютов, пунктов временного содержания домашних животных.
Как следует из материалов дела, а также пояснений ответчиков на территории муниципального образования г.-к. Анапа не имеется приютов или пунктов временного содержания безнадзорных животных.
Данные обстоятельства свидетельствуют об игнорировании органом местного самоуправления требований международного, федерального и регионального законодательства, в результате нарушаются права собственников отловленных собак, которых невозможно востребовать, поскольку они умерщвляются на месте ООО "Служба Бася".
Судом первой инстанции установлено, что ни орган местного самоуправления г.-к. Анапа, ни организация, осуществляющая отлов ООО "Служба Бася", не предпринимают мер к информированию населения в печатных изданиях, других средствах массовой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову безнадзорных животных, местонахождении пунктов содержания и приютов, ведению учёта отловленных безнадзорных животных и представлению заинтересованным лицам сведений об этих животных, а также к установлению собственников отловленных животных, в порядке, установленным действующим законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что деятельность администрации муниципального образования г.-к. Анапа, ООО "Служба Бася" по отлову домашних и безнадзорных животных на территории муниципального образования г.-к. Анапа не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права граждан на востребование отловленных животных их собственниками и не соответствует принципам гуманности при обращении с животными, сформулированным в ст. 137 ГК РФ, в связи с чем подлежит запрещению.
Исходя из требований ст.ст. 230-232 ГК РФ, Закона Краснодарского края от 02.12.2004 г. N800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае", постановления Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 г. N300 "Об утверждении порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края", постановления Законодательного Собрания Краснодарского края N1101-П от 24.12.2008 г. государственные полномочия по созданию питомника (приюта) или иного пункта временного содержания животных в целях создания условий для содержания отловленных безнадзорных животных и регулирования их численности делегированы органу местного самоуправления, в связи с чем на администрацию муниципального образования г.-к. Анапа подлежит возложению обязанность по созданию на территории муниципального образования г.-к. Анапа питомника (приюта) или иного пункта временного содержания животных в целях создания условий для содержания отловленных безнадзорных животных и регулирования их численности.
Как следует из ст. 11 ГК РФ, ст. 2, 3 ГПК РФ судебная защита обеспечивается только в том случае, если имеет место, нарушенное или оспариваемое право или законный интерес, т.е. необходимо установить, допущены ли со стороны ответчика конкретные действия либо бездействия, повлекшие нарушения законных прав и интересов граждан, в чем именно выразилось нарушение прав и исходя из совокупности значимых обстоятельств определить, каким именно конкретным способом необходимо восстановить в судебном порядке нарушенные права.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создавшей такую опасность.
Оценив представленные доказательств, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что деятельность по отлову безнадзорных животных на территории муниципального образования г.-к. Анапа осуществляется ответчиками с нарушением требований действующего законодательства. Отсутствие приютов и иных мест содержания бездомных животных на территории муниципального образования г.-к. Анапа препятствует в реализации условий муниципального контракта, заключенного между УЖКХ администрации муниципального образования г.-к. Анапа и ООО "Служба Бася" в соответствии с требованиями постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 г. N300 "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края", поскольку не позволяет собственникам отловленных животных их востребовать, более того, в ходе судебного разбирательства установлено, что отлов безнадзорных животных осуществляется ООО "Служба Бася" с их одновременным умерщвлением с использованием препарата "Адилин-Супер" и его аналогов, что противоречит как принципам гуманного отношения к животным, так и задачам отлова безнадзорных животных в целях регулирования их численности, предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
Вместе с тем, судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований Малышевой О.Д., поскольку в ходе рассмотрения дела по существу истицей не представлено доказательств принадлежности ей щенка Теди.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 22 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации муниципального образования г.-к. Анапа по доверенности Бурлуцкого А.А., представителя ООО "Бася" по доверенности Баринова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.