Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Суслова К.К., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Власенко В.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Елистратовой Л.Е., Бекетова О.С., Кокшнева И.А. на решение Анапского городского суда от 31 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елистратова Л.Е., Бекетов О.С., Кокшенев И.А. обратились в Анапский городской суд к администрации муниципального образования г.-к. Анапа с иском о признании постановления администрации муниципального образования г.-к. Анапа о согласовании перепланировки и переустройства квартиры незаконным.
В обоснование своих требований указали, что постановлением администрации муниципального образования г.-к. Анапа "О согласовании перепланировки и переустройства квартиры 1 с переводом нежилого помещения " ... " в жилое и жилого помещения " ... " в нежилое по адресу: " ... "" " ... " от " ... " Лейтан P.А. согласована перепланировка и переустройство вышеуказанной квартиры.
Однако, вступившим в законную силу решением Анапского городского суда от 02.11.2015г. суд обязал Радченко И.О., Евтушенко С.Н., Лейтан Р.А. привести принадлежащие им квартиры по адресу: РФ, Краснодарский край, " ... " состояние, существовавшее до реконструкции, путем сноса самовольно возведенной надстройки к квартире.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 11.02.2016г. по делу " ... " решение Анапского городского суда оставлено без изменения, а жалобы ответчиков без удовлетворения.
На основании вышеуказанного, истцы считают вышеуказанное постановление незаконным, необоснованным, противоречащим вступившим в законную силу судебным актам, в связи с чем, обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Анапского городского суда от 31.08.2016г. в удовлетворении заявленных требований Елистратовой Л.Е., Бекетова О.С., Кокшенева И.А. отказано.
С указанным решением суда истцы не согласились и подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование своих доводов жалобы ссылаются на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также, что обжалуемое решение суда противоречит вступившему в законную силу решению Анапского городского суда от 02.11.2015г.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав представителя Лейтан Р.А. по доверенности Василенко Т.Н., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17.11.2015г. Лейтан Р.А. и Лейтан Л.Р. обратились в МКУ Анапский МФЦ с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ".
Заключением межведомственной комиссии по оценке и использованию жилищного фонда муниципального образования г.-к. Анапа от 20.11.2015г. разрешена перепланировка и переустройство квартиры " ... " и перевод нежилого помещения 4 в жилое и жилого помещения 7 в нежилое по адресу: " ... ".
В соответствии с заключением о техническом состоянии строительных конструкций и их соответствии требованиям строительных норм и правил (СНиП) ООО "Строительно-Проектная Студия", для осуществления переустройства и (или) перепланировки квартиры необходимо выполнить демонтаж наружной части стены в следующей последовательности: на необходимую высоту оконного проема выпиливаются две горизонтальные щели на глубину полки уголка (6,3 см.) и вставляются по стальному уголку со стороны помещения " ... " с наружной стороны и закрепляются по концам, на необходимую ширину оконного проема с двух сторон выпиливаются вертикальные щели на глубину полки уголка (6,3 см.), щель создается угловой шлифовальной машиной (УШМ), в образованную щель вставляются стальные уголки 63*4 мм.
С обоих сторон стены и свариваются с горизонтальными уголками и закрепляются по концам, демонтируется часть отпиленной стены между образованной металлической рамой, каждая пара соседних стальных уголков на одной стене свариваются между собой стальными полосами шириной 3 см. и толщиной 4 мм, демонтаж остальных перегородок выполняется безударным способом, вырезая части стены угловой шлифовальной машиной.
Образование оконного проема путем демонтажа части наружной стены и устройства металлической рамы из стальных уголков по адресу: " ... " " ... ", согласно проекту усиления проема, не противоречит требованиям действующих Российских строительных норм, устройство оконного проема по вышеуказанному адресу, возможно и не повлияет отрицательно на несущие конструкции самой квартиры и многоэтажного жилого дома в целом.
Перепланировка помещений квартиры " ... " по адресу: " ... ", предусматривающая демонтаж части наружной стены, возможна, и не противоречит требованиям действующих Российских строительных норм.
Обследование показало, что в ходе перепланировки, основные несущие конструкции самого дома не затронуты, планируемая перепланировка отдельных помещений не приведет к изменению нагрузок и расчетной схемы здания.
Несущие конструкции самой квартиры и многоэтажного жилого дома в целом останутся соответствующими требованиям Российских строительных норм (СНиП).
Согласно техническому заключению ФГУП Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" по г.-к. Анапа от 18.08.2015г., в ходе разработки технического заключения установлено, что исследуемое жилое помещение, расположенное на втором этаже многоквартирного дома "лит. А" по адресу: " ... ", принадлежит Лейтан Р.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АН " ... " от 12.01.2015г. и Лейтан Л.Р. на основании свидетельства о государственной регистрации права N " ... ", общая площадь которого, составляет 75,7 кв.м.
В соответствии с выводами вышеуказанного технического заключения, перепланировка жилого помещения "квартира " ... "", расположенного по адресу: г.-к. Анапа, " ... " произведена в целях повышения уровня ее благоустройства и удобства эксплуатации, перепланировка не снижает несущую способность конструкции здания и не уменьшает эксплуатационный срок здания. Помещения в здании безопасны для нахождения в нем граждан, что соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008г. N 2523-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В результате произведенного обследования основных строительных конструкций помещения в здании установлено, что: несущие, ограждающие конструкции и перегородки помещений отвечают требованиям СП 14.13330.2011 "Строительство в сейсмических районах", СПКК-22-301-2000 "Строительство в сейсмических районах Краснодарского края"; соотношение высоты этажа и толщины стен соответствуют требованиям СП 15.1330.2012 "Каменные и армокаменные конструкции"; произведенная перепланировка на несущую способность здания не повлияла.
Помещения соответствуют санитарно-гигиеническим (по освещенности, наличию отопления, водоснабжения, канализации, проветривания, инсоляции) и противопожарным требованиям СНиП.
Произведенная перепланировка жилого помещения не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с актом приемки выполненных работ от 14.12.2015г., межведомственная комиссия установила, что работы выполнены в соответствии с утвержденным проектом, также принято решение о предоставлении акта приемки выполненных работ в организацию (орган) по учету объектов недвижимости.
Согласно статье 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со статьей 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается.
В соответствии со статьей 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На территории муниципального образования г.-к. Анапа процедура согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения урегулирована постановлением администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 05 августа 2009 года N 403 "О межведомственной комиссии по оценке и использованию жилищного фонда муниципального образования г.-к. Анапа" (вместе с "Положением о межведомственной комиссии по оценке и использованию жилищного фонда муниципального образования город- курорт Анапа") (далее - Положение), а также постановлением администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 31.07.2012г. N 2153 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование или отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме" управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г.-к. Анапа" (далее Регламент).
Положение определяет основные задачи, порядок организации и деятельности межведомственной комиссии по оценке и использованию жилищного фонда муниципального образования г.-к. Анапа (далее - комиссия). Комиссия является постоянно действующим органом при администрации муниципального образования г.-к. Анапа.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 31.07.2012г. N 2153 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование или отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г.-к. Анапа", для предоставления муниципальной услуги заявителю необходимо представить в управление либо в МФЦ письменное заявление с указанием предполагаемых работ и обязательством обеспечить доступ в помещение должностным лицам, уполномоченным органом, осуществляющим согласование, для проведения контроля за ходом работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения.
К заявлению необходимо приложить следующие документы: правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое нежилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проектной организацией, имеющей лицензию, проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения; копию технического паспорта переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, выданного органом технической инвентаризации, с данными не более чем шестимесячной давности на день подачи заявления с указанием степени износа основных конструктивных элементов помещения и жилого дома в целом либо оценки их технического состояния: письменное согласие собственника на переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения (в случае если заявителем является уполномоченный собственником арендатор (наниматель) нежилого помещения): заключение органа исполнительной власти Краснодарского края, специально уполномоченного в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, если такое помещение или жилой дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктом 2.6.3 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента; несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения требованиям законодательства Российской Федерации.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрацию заявления о предоставлении муниципальной услуги; проверку представленных документов и направление их на рассмотрение комиссии; принятие решения о согласовании (отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения и издание постановления; выдачу (направление) заявителю решения о согласовании (отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
Как следует из заключения экспертной организации ООО "СТЭА" N 13-2015 от 12.10.2015г, в результате обследования помещений пристройки к квартире N 1 установлено в целом соответствие нормативным требованиям СНиП (СП), градостроительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим нормам и правилам. В то же время установлены следующие несоответствия требованиям СНиП, пожарным нормам: уровень кровли пристройки в местах примыкания к жилому дому превышает отметку пола жилых помещений третьего этажа, что является нарушением требований. 7.1.15 СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". Нарушение существенное. Возможно устранение путем изменения (уменьшения высоты) уровня кровли пристройки. В пристройке N 1 также внутридомовой газопровод скрыт обшивкой стены, что не дает доступа к газовой системе здания для осмотра, технического обслуживания и ремонта. Нарушение к пристройке N 1 существенное. Возможно устранение. При условии устранения выявленных нарушений пристройка N 1 не будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно материалам дела, Лейтан Р.А. 20.05.2016г. обратился в Анапский городской суд с заявлением об изменении способа исполнения решения суда и прекращении исполнительного производства по делу, указав, что на дату вынесения решения судом им не было принято мер, направленных на оформление разрешительной документации в отношении перепланировки, а нарушения, выявленные в ходе проведения экспертизы существовали и не были устранены, в связи с чем судом принято решение об удовлетворении исковых требований истцов и обязании привести квартиру " ... " в первоначальное состояние путем сноса надстройки.
Однако, после вынесения решения судом первой инстанции, на основании заявления Лейтан Р.А. постановлением администрации муниципального образования г.-к. Анапа N 5275 от 27.11.2015г. "О согласовании перепланировки и переустройства квартиры 1 с переводом нежилого помещения 4 в жилое и жилого помещения 7 в нежилое по адресу: " ... " " ... "", Лейтан Р.А. согласована перепланировка и переустройство квартиры " ... " с переводом нежилого помещения " ... " в жилое и жилого помещения " ... " в нежилое по адресу: г.-к. Анапа, " ... " согласно представленному проекту. Работы по перепланировке квартиры завершены.
Определением Анапского городского суда от 10.06.2016г., установлено, что "поскольку перепланировка и переустройство квартиры " ... " по адресу: г.-к. Анапа, " ... " переводом нежилого помещения " ... " в жилое и жилого помещения " ... " в нежилое в настоящее время согласованы в административном порядке, уполномоченным органом исполнительной власти, издан соответствующий нормативно-правовой акт, квартира в измененных параметрах существует фактически и юридически, при этом, установленные решением суда нарушения в части превышения уровня кровли в местах примыкания к жилому дому отметки пола жилых помещения третьего этажа, а также отсутствия доступа к газовой системе здания для осмотра, технического ремонта и обслуживания, носят устранимый характер и после устранения выявленных нарушений данная пристройка не будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан, суд пришел к выводу о возможности изменения способа исполнения решения суда от 02.11.2015г. в части возложения на Лейтан Р.А., Лейтан Л.Р. обязанности привести принадлежащую им квартиру " ... " по адресу: РФ, " ... ", " ... ", в состояние, существовавшее до реконструкции, путем сноса самовольно возведенной надстройки к квартирам на возложение на Лейтан Р.А., Лейтан Л.Р. обязанности уменьшить высоту уровня кровли пристройки квартиры " ... " по адресу: РФ, " ... " местах примыкания к жилому дому и освобождения от обшивки внутридомового газопровода, скрытого обшивкой стены, обеспечив доступ к нему".
Судом первой инстанции установлено, что процедура согласования перепланировки и переустройства квартиры " ... " с переводом нежилого помещения 4 в жилое и жилого помещения " ... " в нежилое по адресу: г " ... ", завершившаяся принятием органом местного самоуправления постановления администрации муниципального образования г.-к. Анапа " ... " от 22.11.2015г., проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Елистратовой Л.Е., Бекетова О.С., Кокшенева И.А.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что на момент обращения Елистратовой Л.Е., Бекетова О.С., Кокшенева И.А. в Анапский городской суд Краснодарского края с настоящими исковыми требованиями, постановление администрации муниципального образования г.-к. Анапа " ... " от 22.11.2015г., реализовано, квартира фактически и юридически в измененных параметрах существует, перепланировка на несущую способность здания не повлияла, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение районного суда об отказе в удовлетворении требований Елистратовой Л.Е., Бекетова О.С., Кокшенева И.А. следует признать законным и обоснованным.
Вывод суда первой инстанции основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что обжалуемое решение суда противоречит вступившему в законную силу решению Анапского городского суда от 02.11.2015г. не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом вышестоящей инстанции, в связи с чем, являются необоснованными и не содержат оснований, влекущих отмену решения суда первой инстанции.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку представленных материалов дела, поэтому они не могут быть признаны состоятельными и служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда от " ... " оставить без изменения, а апелляционную жалобу Елистратовой Л.Е., Бекетова О.С., Кокшнева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.