Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Чернявской И.И.
с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования г.-к. Анапа по доверенности Костенко О.В., представителя ООО "Альфа" по доверенности Гридчиной Л.Н., директора ООО "Аква-Кристалл" по доверенности Стрельцовой О.С. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 28 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Новороссийский транспортный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО "Альфа" о признании незаконной и запрете деятельности по эксплуатации расположенной на территории полигона мусороперегрузочной станции с элементами сортировки ТБО " ... ". В обоснование иска указал, что Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ОАО "Аэропорт Анапа" по вопросу расположения действующего полигона твёрдых бытовых отходов " ... ", находящегося в пределах приаэродромной территории аэропорта Анапа. По результатам проведённой проверки установлено следующее: на удалении 4-5 км от контрольной точки аэродрома ОАО "Аэропорт Анапа", " ... ", размещён полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО), что способствует массовому скоплению и привлечению птиц и представляет собой угрозу безопасности полётов воздушных судов.
В ходе рассмотрения дела по существу прокурор заявленные требования дополнил и уточнил, просил заменить процессуальный статус администрации муниципального образования г.-к. Анапа с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, на соответчика, и признать бездействие администрации муниципального образования г.-к. Анапа по обеспечению соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду и безопасность полетов незаконным; обязать администрацию муниципального образования г.-к. Анапа в полном объёме исполнить требования, предусмотренные ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.п. 9, 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, п.п. 58, 59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 года N138, п. 4.2.3 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1998 года N209; установить администрации муниципального образования г.-к. Анапа двухмесячный срок для осуществления подбора подходящих мест для строительства мусоросортировочного комплекса, участка измельчения отходов и размещения (захоронения) не утильных фракций ТБО (для нужд муниципального образования - г.-к. Анапа); предоставить администрации муниципального образования г.-к. Анапа подходящие территории на рассмотрение и согласование возможности возведения указанных объектов с собственником аэродрома, представителем Министерства обороны Российской Федерации - старшим авиационным начальником аэродрома "Анапа"; наладить администрации муниципального образования г.-к. Анапа организацию деятельности по сбору, утилизации и размещению (захоронению) отходов с близлежащими населенными пунктами до ввода в эксплуатацию вновь возведенных объектов социального значения для нужд г.-к. Анапы по сбору, сортировке, размещению (захоронению) отходов. Для жителей и гостей г.-к. Анапа обеспечить соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав на благоприятную окружающую среду и безопасность полетов, использование воздушного пространства в районе аэропорта.
В судебном заседании помощник Новороссийского транспортного прокурора Саввина Е.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель третьего лица - ОАО "Аэропорт Анапа" по доверенности Диденко Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представители ответчика ООО"Альфа" по доверенностям Квочко Р.Б. и Гридчина Л.Н. в судебном заседании не согласились с заявленным исковыми требованиями, просили суд их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования г.-к. Анапа по доверенности Сидоркина Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, просила суд отказать в их удовлетворении.
Решением Анапского городского суда от 28 июля 2016 года исковые требования Новороссийского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО "Альфа" и администрации муниципального образования г.-к. Анапа удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах, поданных в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования г.-к. Анапа по доверенности Костенко О.В., представитель ООО "Альфа" по доверенности Гридчина Л.Н., директор ООО "Аква-Кристалл" по доверенности Стрельцова О.С. просят решение Анапского городского суда от 28 июля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указали, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов и обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционные жалобы помощник Новороссийского транспортного прокурора Абаев Х.К., представитель ОАО "Аэропорт Анапа" по доверенности Диденко Т.А. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав представителя администрации муниципального образования г.-к. Анапа по доверенности Бурлуцкого А.А., представителя ООО "Альфа" по доверенности Гридчину Л.Н., прокурора Руденко М.В., представителя ОАО "Аэропорт Анапа" по доверенности Диденко Т.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.05.2008 года между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа и МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" был заключен договор аренды " ... " земельного участка общей площадью 256000 кв.м., относящегося к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, расположенного по адресу: " ... ", кадастровый номер " ... ", для размещения городской свалки сроком до 08.05.2033 года.
12.01.2009 года между администрацией муниципального образования г.-к. Анапа и ООО "Альфа" был заключен инвестиционный договор " ... " в соответствии с условиями которого общество выступило инвестором строительства мусороперегрузочной станции с элементами сортировки площадью 60 000 кв.м. в границах земельного участка по адресу: " ... ".
В соответствии с условиями договора от 30.03.2009 года МУП "УЖКХ" передало ООО "Альфа" все права и обязанности арендатора земельного участка расположенного по адресу: " ... ", имеющего кадастровый номер " ... ", предусмотренные договором " ... " от 12.05.2008.
ООО "Альфа" на основании разрешения " ... " от 13.02.2014 года ввело в эксплуатацию мусороперегрузочную станцию с элементами сортировки по адресу: " ... ", относительно ориентира городская свалка, расположенного в границах участка, и право собственности на которую было зарегистрировано за ООО "Альфа" 14.04.2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2014 года.
Решением Анапского городского суда от 20 октября 2015 года по делу " ... ", вступившим в законную силу, иск Новороссийского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.-к. Анапа и ООО "Альфа" о признании бездействия незаконным и понуждении устранить причины и условия, снижающие безопасность полетов в районе приаэродромной территории аэропорта Анапа удовлетворен.
Судом было установлено, что в соответствии с п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года N138, границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Согласно п. 59 данных правил в полосах воздушных подходов на удалении 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома запрещается размещать объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства на удалении 4-5 км от контрольной точки аэродрома ОАО "Аэропорт Анапа", " ... ", размещён полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО), что способствует массовому скоплению и привлечению птиц и представляет собой угрозу безопасности полётов воздушных судов.
В ходе выездных проверочных мероприятий 23.07.2015 года представителями Новороссийской транспортной прокуратуры, ОАО "Аэропорт Анапа", Южного МТУ Росавиации, установлено, что на полигоне ТБО постоянно присутствует большое количество птиц, и кроме того, маршруты миграции птиц пересекают траекторию взлета и захода на посадку воздушных судов в аэропорт Анапа, что создает угрозу катастроф воздушных судов. Комиссией сделан вывод о том, что на орнитологическую обстановку в районе аэродрома оказывает влияние расположение на расстоянии 5 км от контрольной точки аэродрома городской свалки.
В свою очередь, ОАО "Аэропорт Анапа" применяются необходимые меры и используются все возможные средства орнитологического обеспечения полетов. На аэродроме создана и функционирует внештатная группа по отпугиванию птиц.
Судом установлено, что 21.03.2016 года комиссией в составе помощника Новороссийского транспортного прокурора, начальника инспекции по безопасности полетов ОАО "Аэропорт Анапа" в присутствии представителя ООО "Альфа" произведена оценка фактического состояния полигона ТБО и орнитологической обстановки на территории объекта. В ходе обследования установлено, что эксплуатация непосредственно территории полигона ТБО прекращена. Выполнена пересыпка тела полигона завозным грунтом. Полная рекультивация полигона ТБО не произведена. Площадка для приема ТБО не закрыта. Вместе с тем, ООО "Альфа" продолжает эксплуатировать расположенную на полигоне мусороперегрузочную станцию с элементами сортировки ТБО. Отходы, собираемые с территории муниципального образования г.-к. Анапа и доставляемые на объект, складируются, а затем подвергаются сортировке на мусороперегрузочной станции. Таким образом, фактическое состояние полигона по-прежнему остается местом значительного скопления птиц, что было зафиксировано с помощью фотографических средств в ходе проверки и отражено в Акте совместного обследования полигона ТБО, расположенного " ... " от 21.03.2016 года.
Из справки аэродромной службы от 11.07.2016 года следует, что на аэродроме созданы штатный состав и внештатная группа по отпугиванию птиц с соответствующей технической оснащенностью. В период июня месяца в течении всех суток в результате эколого-орнитологических обследований отмечены регулярные перелеты стай птиц, в основном чайки, через территорию аэродрома в направлении с запада - юго-запада на юго-восток- восток к городской свалке и обратно. На грунтовой части летного поля, с юго-западной - западной стороны по направлению на северо-восток отмечались перелеты птиц (голубь, грач), в основном для пролета с земельных участков, где возделываются разные зерновые культуры через территорию аэродрома. На приаэродромной территории на юго-западе в 7-9 км от контрольной точки аэродрома отмечены большие скопления чаек и популяции врановых.
Основными условиями, способствующими образованию скоплений птиц на аэродроме являются: близость крупных водоемов Кизилташского и Ахтанизовского групп лиманов, Анапских плавней и акватории Черного моря. Кроме того, явную угрозу безопасности полетов представляет близкое расположение сортировочного комплекса ТБО " ... " по причине скоплений и больших концентраций на нем оседлых и пролетных птиц, в том числе, пересекающие территорию аэродрома в направлении с запада - юго-запада на юго-восток - восток непосредственно через взлетно-посадочную полосу и подходы к ней.
Согласно справке от 21.06.2016 года " ... " Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г.-к. Анапа, Темрюкском районе при проведении санитарно-эпидемиологического обследования территории, строений, оборудования, транспортных средств, на соответствие санитарным нормам и правилам, установлено, что деятельность на территории ранее используемого полигона ТБО, ныне мусоросортировочной станции " ... ", осуществляется ООО "Альфа".
Согласно представленного договора " ... " от 17.03.2016 года, в настоящее время, между ООО "Альфа" и ООО "Абинск-ТБО", в редакции дополнительного соглашения от 18.03.2016 года, ООО "Абинск-ТБО" приняло на себя обязательство оказывать ООО "Альфа" услуги по размещению (захоронению) сортированных отходов, исключая крупногабарит в количестве " ... " куб.м.
Согласно п. 4.2.3 Руководства по орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР N209 от 26.12.1988 года, устранение причин концентрации птиц на приаэродромной территории осуществляется работниками местных хозяйственных органов на договорных условиях. В данные мероприятия входит ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома строительства свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчётом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали взлётно-посадочную полосу и подходы к ней.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений (ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N7-ФЗ).
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, учитывая установленные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что администрация муниципального образования г.-к. Анапа не организует должным образом мероприятия по охране окружающей среды путем организации соответствующей деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, что в свою очередь приводит к массовому скоплению птиц в районе приаэродромной территории, постоянной их миграции с пересечением траектории взлета/посадки воздушных судов. Скопление птиц является фактором, влияющим на безопасность полетов воздушных судов, в связи с чем, бездействие администрации муниципального образования г.-к. Анапа по обеспечению соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду и безопасность полетов нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Статьей 46 Воздушного кодекса РФ установлено, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Статья 47 Воздушного кодекса РФ устанавливает, что размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что владельцем аэродрома является Министерство обороны Российской Федерации, главным оператором аэропорта является ОАО "Аэропорт Анапа".
Согласно письма от 19.12.2008 года " ... " войсковой части 45646 Министерства обороны Российской Федерации было установлено, что размещение в предлагаемом месте существующего полигона ТБО в районе " ... " аэродрома Анапа (Витязево) проектируемой мусоросортировочной станции с элементами перегрузки на территории городской свалки в районе х.Красный, при соблюдении заявленного технологического процесса и учёте мер по вытеснению птиц и животных в процессе проектирования и строительства, повлечет за собой рекультивацию старой городской свалки " ... " и ликвидирует условия, скопления птиц в районе аэродрома. В тоже время, из предложенных вариантов место расположения полигона ТБО в районе хутора Куток наиболее безопасно. Строительство полигона ТБО " ... " влечет за собой ликвидацию несанкционированной свалки в этом районе. Полигон ТБО в районе х.Куток находится за границей зоны полос воздушных подходов и зоны действия систем посадки.
Министерством регионального развития РФ рассмотрен проект генерального плана городского округа г.-к. Анапа, на который получены положительные заключения о согласовании от Министерства здравоохранения РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства энергетики РФ, министерства образования и науки РФ, что отражено в сводном заключении на проект генерального плана городского округа г.-к. Анапа.
Генеральным планом городского округа г.-к. Анапа (утвержден решением Совета муниципального образования г.-к. Анапа от 14.11.2013 г. N404) не предусмотрено создание новых полигонов по переработке ТБО, что следует из информации представленной администрацией муниципального образования г.-к. Анапа по вопросу расположения свалки ТБО в приаэродромной территории аэропорта Анапа от 18.01.2016 года.
Доказательств согласования размещения мусороперегрузочной станции на удалении 4-5 км от контрольной точки аэродрома ОАО "Аэропорт Анапа" " ... " с Министерством Обороны РФ и ОАО "Аэропорт Анапа" в материалы дела не представлено.
Однако до настоящего времени, в добровольном порядке ответчиком необходимые и достаточные меры для устранения нарушения закона в части организации безопасности полетов не приняты.
Действия, связанные с запретом эксплуатации полигона ТБО, были предприняты лишь после вынесения и вступления в законную силу соответствующего судебного решения, что свидетельствует о бездействии ответчика.
Судом первой инстанции установлено, что прокурор, заявляя требования о запрете деятельности мусороперегрузочной станции, не ставит целью исключение её с территории г.-к. Анапа, что могло бы повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на пользование безопасной окружающей средой. А требования прокурора направлены на исключение аварийных ситуаций и соблюдение требований закона о безопасности полетов, ввиду отсутствия таких действий со стороны Администрации муниципального образования г.-к. Анапа.
Исходя из требований действующего п. 4.2.3 Руководства по орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР N209 от 26.12.1988 года, устранение причин концентрации птиц на приаэродромной территории осуществляется работниками местных хозяйственных органов на договорных условиях. В данные мероприятия входит ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома строительства свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчётом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали взлётно-посадочную полосу и подходы к ней.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции эксплуатация ООО "Альфа" мусороперегрузочной станции на расстоянии приблизительно равном 4-5 км. от контрольной точки аэродрома ОАО "Аэропорт" Анапа" " ... " исходя из установленных нарушений при ее эксплуатации являясь по сути организованным местом хранения на территории бывшего полигона ТБО, является опасной, с точки зрения организации полетов, так как влияет на орнитологическую обстановку.
Доводы ответчика о том, что сама по себе эксплуатация мусороперегрузочной станции не привлекает птиц, так как в зоне аэропорта находятся и лиманы, и акватория Черного моря, привлекающие птицу, суд первой инстанци правильно признал несостоятельными, так как орнитологическая обстановка, вблизи зоны аэропорта ухудшается антропогенно, при участии ответчиков.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что поскольку производные требования прокурора, связанные с обязанием подбора подходящих мест для строительства мусоросортировочного комплекса, участка измельчения отходов и размещения (захоронения) не утильных фракций ТБО (для нужд муниципального образования - г.-к. Анапа) направлены на исключение возможного нарушения прав граждан на пользование благоприятной окружающей средой, равно как требования об обязании администрации муниципального образования г.-к. Анапа предоставить подходящие территории на рассмотрение и согласование возможности возведения указанных объектов с собственником аэродрома, представителем Министерства обороны Российской Федерации - старшим авиационным начальником аэродрома "Анапа", о налаживании организацию деятельности по сбору, утилизации и размещению (захоронению) отходов с близлежащими населенными пунктами до ввода в эксплуатацию вновь возведенных объектов социального значения для нужд г.-к. Анапы по сбору, сортировки, размещению (захоронению) отходов, обеспечении соблюдения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав на благоприятную окружающую среду и безопасность полетов, использование воздушного пространства в районе аэропорта возражений у сторон не вызвали, следовательно подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные Новороссийским транспортным прокурором исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 28 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации муниципального образования г.-к. Анапа по доверенности Костенко О.В., представителя ООО "Альфа" по доверенности Гридчиной Л.Н., директора ООО "Аква-Кристалл" по доверенности Стрельцовой О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.