Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.,
судей Роговой С.В., Леганова А.В.,
по докладу судьи краевого суда Роговой С.В.,
при секретаре Свердловой В.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Дащян А.О. по доверенности Шевченко Е.В. на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 30 сентября 2016 года,
заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дащян А.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи об обжаловании отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома.
В обоснование доводов указала, что она является собственником жилого дома, общая площадь 25 кв.м., этажность:1, находящегося по адресу: Краснодарский край, " ... ", дом " ... ", а также земельного участка, на котором расположен указанный дом.
В настоящее время, в связи с физическим износом дома в процессе эксплуатации, безопасное проживание в нем невозможно. Кроме того, площадь жилого дома 25 кв.м. является недостаточной для проживания всех членов ее семьи, в связи с этим было принято решение о реконструкции жилого дома.
Однако, администрацией города Сочи " ... " отказано в выдаче разрешения на строительство дома по следующим основаниям: не представлено согласование собственника аэродрома - Южного межрегионального управления Росавиации на размещение в районе аэродрома зданий и сооружений, а также в связи с тем, что жилой дом после реконструкции будет нарушать разрешенный коэффициент использования территорий (КИТ), который составляет 0,6 от общей площади земельного участка и установлен Решением Городского собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. года N202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Считает отказ администрации города Сочи необоснованным и незаконным.
Административным истец и административный ответчик в судебном заседании заявили ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 30 сентября 2016 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Дащян А.О.
В апелляционной жалобе представитель Дащян А.О. по доверенности Шевченко Е.В. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции, не явились Дащян А.О., а также представитель администрации города Сочи, извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, и в соответствии с нормами ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив оспариваемое судебное постановление и материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о следующем.
В соответствии с нормами части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В силу ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению этих прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно норм статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из материалов дела следует, что согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от " ... ", а также свидетельству о государственной регистрации права от " ... " Дащян А.О. на праве собственности принадлежат земельный участок категория земель - земли населенных пунктов, назначение - индивидуальное жилищное строительство, общей площадью " ... " кв. м, кадастровый " ... ", находящийся по адресу: Краснодарский край, " ... " и жилой дом, площадью " ... " кв.м. на этом участке.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.
Как следует из материалов дела, " ... " Дащян А.О. обратилась в администрацию города Сочи через МАУ г. Сочи "МФЦ" по вопросу оказания муниципальной услуги "выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" по объекту "Индивидуальный жилой дом" на земельном участке по " ... "".
Согласно письму администрации города Сочи " ... " от " ... " Дащян А.О. отказано в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства по объекту "Индивидуальный жилой дом" на земельном участке по " ... ", в связи с тем, что в соответствии с представленным заключением АО "Международный аэропорт Сочи" от " ... " года " ... ", проектирование и строительство жилого дома должно быть согласовано с Черноморским центром ОВД филиала "Аэронавигация Юга" ФГПУ "Госкорпорация по ОрВД" в аэропорту Сочи, кроме того, установлено несоответствие параметров проектируемого объекта правилам землепользования и застройки, так как после реконструкции жилой дом будет нарушать разрешенный коэффициент использования территорий (КИТ), который составляет 0,6 от общей площади земельного участка.
Согласно письму Росавиации от " ... " " ... " на обращение Дащян А.О., представленному в материалы дела, выдано предварительное заключение Комиссии Черноморского центра ОВД филиала "Аэронавигация Юга" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" по определению влияния строительства и размещения объектов сторонних организаций на безопасность полетов по местным воздушным авиалиниям и на работу средств РТОП и авиационной электросвязи" о результатах рассмотрения обращения по согласованию объекта строительства жилого дома по адресу: " ... ", " ... "
Из указанного заключения, утвержденного начальником Черноморского центра ОВД филиала "Аэронавигация Юга" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" " ... " следует, что строительство жилого дома по адресу: " ... " дом " ... " не окажет негативного влияния на работу средств РТОП и связи, диспетчерских пунктов ОВД Черноморского Центра ОВД и не снизит уровень безопасности полетов по МВЛ.
Согласно пункту 9.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Анализируя изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Дащян А.О. обратилась в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Из материалов дела усматривается, что категория земель земельного участка с кадастровым номером " ... ", принадлежащий на праве собственности Дащян А.О. - земли населенных пунктов, назначение - индивидуальное жилищное строительство.
В силу статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от " ... " подтверждается то обстоятельство, что ограничение (обременение) права на земельный участок с кадастровым номером " ... " отсутствуют.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи N 202 от 29 декабря 2009 года N 202 коэффициент использования территории (КИТ) - вид ограничения, устанавливаемый градостроительным регламентом (в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяемый как отношение суммарной общей площади зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений, которые разрешается построить на земельном участке, определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка (%).
Из материалов дела усматривается, что площадь земельного участка Дащян А.О. составляет 513 кв.м., следовательно, площадь застройки не должна превышать 271 кв.м., что соответствует схеме планировочной организации земельного участка, выполненной ООО "Проектно-строительной организацией "Экополис", кроме того, максимальная высота здания не должна превышать 12 м., согласно проектной документации планируемая высота здания 9,8 м., следовательно максимальная высота здания не превышена.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с установленными нормативами на земельном участке площадью 513 кв.м. с учетом коэффициента использования территории 0,6 суммарная площадь застройки должна составлять не более 307,8 кв.м. Как следует из представленной схемы планировочной организации земельного участка, общая площадь проектируемого жилого дома превышает указанные нормативы и составляет 560 кв.м.
Согласно заключению по обоснованию по размещению объекта "Жилой дом по " ... "" ООО "Проектно-строительная организация "Экополис" от " ... ", подготовленной по заявлению Дащян А.О. земельный участок с кадастровым номером " ... " расположен в зоне сформировавшейся плотной застройки. Для обоспечения потребностей Дащян А.О., предусмотренных Правилами землепользования и застройки г. Сочи " ... " кв.м. общей площади здания явно недостаточно. После произведенных расчетов главный инженер ООО "Проектно-строительная организация "Экополис" пришел к выводу, что необходимо разработать проект жилого дома со следующими показателями: количество этажей - 3, площадь застройки - " ... "0 кв.м., общая площадь - " ... " кв.м. При этом проектная документация на жилой дом, разработанная в соответствии с заданием на проектирование не нарушает требования технических регламентов, в том числе устанавливающих требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.
Нормами статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
Из материалов дела усматривается, что Дащян А.О. обращалась в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части коэффициента использования территории с учетом общей площади. Однако, ответ Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи до настоящего времени не дан.
При рассмотрении административного дела указанной категории суд должен выяснить, в том числе: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно правовым положениям, изложенным в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Анализируя представленные доказательства и учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, указанные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства по делу, имеющие юридическое значение, что в силу норм статьи 310 части 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 2 статьи 309 того же кодекса по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учётом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отменить решение Центрального районного суда Краснодарского края от 30 сентября 2016 года, так как указанный судебный акт нельзя признать отвечающим требованиям статьи 175 Кодекса административного судопроизводства РФ, а допущенные нарушения, будучи существенными, повлияли на исход дела.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Дащян А.О. по доверенности Шевченко Е.В. удовлетворить.
Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 30 сентября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:
административное исковое заявление Дащян А.О. к администрации города Сочи об обжаловании отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации " ... " " ... " от " ... " в выдаче Дащян А.О. разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства по объекту "Индивидуальный жилой дом" на земельном участке по " ... ".
Обязать администрацию города Сочи выдать Дащян А.О. в соответствии с представленной схемой планировочной организации земельного участка, выполненной ООО "ПСК "ЭКОПОЛИС" разрешение на строительство объекта "Индивидуальный жилой дом на земельном участке по " ... "", со следующими технико-экономическими показателями: площадь застройки " ... " кв.м., количество этажей 3, высотой здания 9,8 м, строительным объемом " ... " м3, общей площадью здания " ... " м2, расположенного на земельном участке по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... ".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.