СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 12 декабря 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2016 года, которым
признано право ВВ, "Дата обезличена" года рождения, уроженца гор. ... , состоять на учете на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на состав семьи 2 человека, включая брата АВ по дате постановки на учет 06 октября 2005 года;
на администрацию муниципального образования городского округа "Инта" возложена обязанность восстановить ВВ, "Дата обезличена" года рождения, уроженца гор. ... в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с датой постановки на учет 06 октября 2005 года с составом семьи 2 человека, включая брата АВ.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ВВ. обратился в Интинский городской суд Республики Коми с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с датой постановки на учет 06 октября 2005 года.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми настаивает на отмене решения, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В суд апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия в силу ст.167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ВВ родился "Дата обезличена" в г.Инте Республики Коми и до настоящего времени проживает в г. Инте, является инвалидом ... группы с детства бессрочно.
С "Дата обезличена" ВВ состоял в очереди на получение жилищных субсидий на переселение из районов Крайнего Севера.
Постановлением администрации МОГО "Инта" истец и члены его семьи сняты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в средней полосе России в связи с отсутствием 15 лет проживания в районах Крайнего Севера на дату постановки на учет 27 декабря 2002 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции оценил фактические обстоятельства дела и принял решение о восстановлении права ВВ, поскольку на 06 октября 2005 года ВВ., относясь к категории инвалидов с детства и проживая в районах Крайнего Севера, приобрел самостоятельное право состоять на учете на получение государственной жилищной субсидии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам РФ, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ. Данным законом установлено, что право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений имеют инвалиды с детства, родившиеся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись РКС и приравненные к ним местности) и прожившие в РКС и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Положениями приведенного закона в редакции, действовавшей до 31 декабря 2011 года, было предусмотрено, что инвалидам с детства, родившимся в РКС и приравненных к ним местностях, жилищные субсидии предоставляются во вторую очередь; за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения; стаж работы (проживания) в РКС учитывается при определении норматива предоставления жилищных субсидий (статьи 2, 5).
К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
ВВ "Дата обезличена" года рождения, родился и проживает с рождения в г. Инте Республики Коми, является инвалидом с детства. По состоянию на "Дата обезличена" истец достиг возраста 15 лет, следовательно, приобрел право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
Учитывая, что истец, являясь инвалидом с детства, достиг 15 - летнего возраста, проживая в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения иска в части признания за ним права на получение социальной выплаты с указанной даты, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Участники соответствующих правоотношений должны в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение статьи 7 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и действий представителей власти по постановке истца на учет.
Предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по достижении определенного возраста. Поэтому в данной конкретной ситуации удовлетворение требований истца, состоявшего на учете, с оспариваемой даты (по достижении 15-летнего возраста) отвечает положениям приведенных конституционных норм, является гарантом осуществления его прав на судебную защиту и защиту его социальных прав.
Выводы суда подробно изложены в решении и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.