Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Уварова В.В.
судей Баранова В.В., Епифановой С.А.
при секретаре Рудаковой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 декабря 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению Черемисиной М.П. к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании незаконным бездействия административного ответчика при рассмотрении её обращения от 28 декабря 2015 г.
по апелляционной жалобе Черемисиной М.П. на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 августа 2016 г.
Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
установила:
Черемисина М.П., имеющая третью группы инвалидности, является получателем мер государственной социальной поддержки по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С 1 января 2015 г. Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Забота", осуществляющим меры социальной поддержки, Черемисиной М.П. временно приостановлено возмещение указанных мер социальной поддержки ввиду наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг более трех месяцев.
28 декабря 2015 г. Черемисина М.П. направила в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области заявление, в котором указала, что имеет право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая длительное время ей незаконно не оказывается. Просила рассмотреть обращение в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", провести проверку спорной ситуации в соответствии с действующим законодательством, перечислить ей невыплаченную меру социальной поддержки за период с 1 июля по 31 декабря 2014 г., сообщить, что такое Единый расчетный центр (ЕРЦ), предоставить данные ЕРЦ, направить надлежаще заверенные копии письменных доказательств, подтверждающих наличие установленных правоотношений между нею и ЕРЦ, перечислить невыплаченные меры социальной поддержки, начиная с 1 января 2015 г., принять меры, направленные на восстановление и защиту её нарушенных прав как инвалида.
Данное обращение рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и 26 января 2016 г. заместителем начальника Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Черемисиной М.П. направлен письменный ответ.
Не согласившись с полученным ответом, Черемисина М.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании незаконными действий (бездействия) административного ответчика, выразившихся в уклонении от объективного и всестороннего рассмотрения её обращения от 28 декабря 2015 г., уклонении от предоставления ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а также предоставления информации, запрошенной в обращении, и невыплате мер социальной поддержки инвалидов, что привело к нарушению её прав.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 августа 2016 г. административный исковое заявление Черемисиной М.П. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Черемисина М.П. просит данное решение отменить и принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении административного иска.
Полагает вывод суда о том, что наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг её не опровергалось, прямо противоречит обстоятельствам дела, а факт наличия задолженности ничем не подтвержден.
Черемисина М.П. считает, что пояснения представителей заинтересованных лиц в суде первой инстанции получены с нарушением норм действующего законодательства, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда, поскольку у представителя ООО " ***" отсутствовали законные полномочия участвовать в административном деле вследствие того, что доверенность представителя была подписана лицом, не имеющим законных оснований и полномочий на её подписание, пояснения представителя ООО " ***" не могут быть положены в основу решения суда, так как он не был допущен к участию в деле, а пояснения представителя ЕРЦ не соответствуют действительности.
Полагает, что в основу решения суда положены недопустимые и недостаточные доказательства. Фактических и правовых оснований для невыплаты ей мер социальной поддержки инвалидов не имелось.
Считает, что суду надлежало установить несоответствие постановления администрации Тамбовской области от 30.06.2010 N 775 Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Конституции Российской Федерации.
Суд применил не подлежащий применению закон - статью 160 Жилищного кодекса РФ, которой установлено право субъектов Российской Федерации предоставлять компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств своих бюджетов (предоставление субсидий), но меры социальной поддержки инвалидов не являются субсидией.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Матвеев Р.Г. и директор Тамбовского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия" Пестова О.В. просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Действие указанного Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ).
Согласно ч.ч. 6-8 ст. 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений: 1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах; 2) отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Частью 10 статьи 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05. 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, 28 декабря 2015 г. Черемисина М.П. направила в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области заявление, в котором указала, что имеет право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая длительное время ей незаконно не оказывается. Просила рассмотреть обращение в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", провести проверку спорной ситуации в соответствии с действующим законодательством, перечислить ей невыплаченную меру социальной поддержки за период с 1 июля по 31 декабря 2014 г., сообщить, что такое Единый расчетный центр, предоставить данные Единого расчетного центра, направить надлежаще заверенные копии письменных доказательств, подтверждающих наличие установленных правоотношений между нею и Единым расчетным центром, перечислить невыплаченные меры социальной поддержки, начиная с 1 января 2015 г., принять меры, направленные на восстановление и защиту её нарушенных прав как инвалида.
Данное обращение рассмотрено Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 210-ФЗ, и 26 января 2016 г. заместителем начальника названного Управления заявителю направлен письменный ответ, в котором Черемисиной М.П. даны ответы на поставленные в обращении вопросы в пределах компетенции названного Управления.
Так, в названном ответе указано, что в областной базе данных получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг Черемисина М.П. зарегистрирована как инвалид третьей группы и имеет право на меры социальной поддержки, определенные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 06.04.2015 г.) с учетом Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 30.06.2010 N 775 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области (в редакции от 11.09.2013 г.).
Согласно п. 2.3 данного Порядка исчисление сумм возмещения части оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги, вывоз твердых и бытовых отходов осуществляется Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Забота" на основании сегментов базы данных граждан льготной категории, заполненных поставщиками услуг, организациями, производящими расчет сумм оплаты за предоставленные услуги.
С 1 января 2015 г. выплата возмещения по оплате жилищно-коммунальных услуг приостановлена, поскольку имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг более трех месяцев подряд.
Возмещение части суммы оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом ст. 160 Жилищного кодекса РФ может быть возобновлено при заключении или выполнении соглашения по её погашению с организациями, предоставляющими услугу.
Поскольку заявителем не представлены вышеуказанные соглашения, основания для осуществления части суммы оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 1 января 2015 г. отсутствуют.
Данный письменный ответ был направлен в адрес Черемисиной М.П. и был ею получен, о чем указано в административном иске.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд правомерно исходил из того, что поскольку жалоба Черемисиной М.П. связана с несогласием с прекращением предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, являющейся государственной услугой в соответствии п. 24.15 Реестра государственных функций (услуг) исполнительных органов государственной власти Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации области от 30.09.2009 N 1161, данное обращение обоснованно было рассмотрено административным ответчиком в порядке, предусмотренным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Отказывая в удовлетворении административного иска Черемисиной М.П., суд первой инстанции установил, что Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в оспариваемом ответе правильно разъяснило заявителю о причинах отказа в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку по данным Единого расчетного центра у неё имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг более трех месяцев и данное обстоятельство в соответствии с положениями ст. 160 Жилищного кодекса РФ и п. 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, твердое топливо и вывоз твердых и жидких бытовых отходов отдельным категориям граждан является основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Дав соответствующую оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, суд пришёл к правильному выводу, что обращение Черемисиной М.П. в установленный законом срок было рассмотрено, на вопросы, поставленные в обращении, должностным лицом были даны мотивированные ответы, в пределах его компетенции. Каких-либо нарушений положений Федерального закона N 210-ФЗ при рассмотрении обращения заявителя административным ответчиком не допущено.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, оснований считать их неправильными судебная коллегия не усматривает.
Факт наличия у Черемисиной М.П. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг нашел свое объективное подтверждение при рассмотрении административного дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы полномочия представителя заинтересованного лица - ООО " ***" Тишковой Ж.А. подтверждены соответствующей доверенностью от 15 февраля 2016 г. (л.д. 157), а ООО " ***" привлечено к участию в административном деле определением суда от 24 мая 2016 г. (л.д. 17).
Суд правильно указал в решении, что при рассмотрении обращения Черемисиной М.П. административный ответчик руководствовался действующими нормативными актами, регламентирующими вопросы предоставления мер социальной поддержки инвалидам.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в судебном постановлении. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Черемисиной М.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.