Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 08 декабря 2016 г. по делу N 33-1873/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Великановой А.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Попове В.А.,
с участием представителя военного прокурора Смоленского гарнизона - прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 2 августа 2016 г., которым удовлетворён иск военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах военнослужащего войсковой части N майора Шинкина ФИО8 к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - управление) о взыскании денежных средств, в счет возмещения командировочных расходов.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т, а также объяснения представителя военного прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в период с 19 по 21 августа 2016 г. Шинкин, проходящий военную службу в войсковой части N дислоцированной в "адрес", на основании приказа командира указанной воинской части от 19 августа 2015 г. N N находился в служебной командировке в "адрес".
В указанный период бесплатным питанием Шинкин не обеспечивался.
По прибытии из указанной поездки Шинкин представил в управление авансовый отчет на возмещение суточных расходов, связанных с указанной командировкой на сумму 900 рублей.
Однако 11 февраля 2016 г. авансовый отчет руководителем управления был возвращен в войсковую часть 55840 без реализации.
При этом руководитель УФО, ссылаясь на пункт 1 статьи 5, пункты 1 и 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, пункт 47 Порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 20 сентября 2013 г. N 670, п. 2.1 договора на финансовое обслуживание от 1 сентября 2015 г. N 127 (далее - Договор), заключенного между войсковой частью N и управлением, требования Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 1055 (далее - Инструкция), а также указания Командующего войсками Западного военного округа от 24 мая 2011 г. N 04/1201, указал, что направление военнослужащих в служебную командировку при отсутствии лимитов расходов на их оплату означает несоблюдение финансовой дисциплины, а возмещение денежных средств по данной командировке приведет к нарушению бюджетного законодательства.
Полагая, что невозмещением Шинкину суточных расходов, связанных с вышеуказанной командировкой, нарушены его права, военный прокурор обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с управления в пользу Шинкина 900 рублей в возмещение указанных расходов.
Суд первой инстанции иск военного прокурора удовлетворил.
В апелляционной жалобе руководитель управления, не соглашаясь с судебным решением, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что со дня окончания служебной командировки, в которую был направлен Шинкин, до дня поступления авансового отчета в управление прошло более 3 месяцев.
Отмечает, что заявление на выдачу аванса Шинкиным перед убытием в служебную командировку в адрес управления не представлялось, а по состоянию на 18 декабря 2015 г. (дату поступления авансового отчета) на лицевом счете войсковой части N лимиты бюджетных обязательств для возмещения суточных расходов были израсходованы.
Ссылаясь на положения пункта 1 ст. 5, п. 1 и 3 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, п. 47 Порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 20 сентября 2013 года N 670, п. 2.1 Договора, а также требования Инструкции, обращает внимание на то, что расходы на служебные командировки осуществляются в пределах выделенных лимитов, а в адрес командира войсковой части N в 2015 г. ежемесячно направлялись сведения об освоении выделенных лимитов бюджетных обязательств по кодам сводной бюджетной сметы расходов Министерства обороны Российской Федерации. При этом в сентябре и октябре 2015 г. командиру войсковой части N сообщалось о необходимости проанализировать остатки лимитов бюджетных обязательств по статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации и расходы до конца года.
Акцентирует внимание на том, что командир войсковой части N, осуществляя финансово-экономическую деятельность, утверждает и подписывает документы, в числе которых приказы на расход денежных средств федерального бюджета, и обязан соблюдать требования нормативных правовых актов, в том числе бюджетного законодательства.
Отмечает, что в соответствии с указаниями Командующего войсками Западного военного округа от 24 мая 2011 г. N направление в служебные командировки при отсутствии лимитов расходов на служебные командировки и лимитов бюджетных обязательств на их оплату категорически запрещено. Таким образом, при направлении военнослужащих в служебную командировку при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на их оплату, командиром воинской части были нарушены требования Командующего войсками Западного военного округа и созданы предпосылки к нарушению действующего законодательства.
В заключение жалобы указывает, что в настоящее время в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 323, утвердившего Инструкцию о планировании служебных командировок, в адрес Руководителя ФКУ "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Республике Карелия" направлено письмо от 5 июля 2016 г. N о состоянии кредиторской задолженности по служебным командировкам за 2015 г. в отношении войсковых частей, входящих в состав командования Западного военного округа. При доведении лимитов бюджетных обязательств для погашения образовавшейся задолженности по служебным командировкам 2015 года управлением будут приняты исчерпывающие меры по возмещению задолженности перед военнослужащими войсковой части N в кратчайшие сроки.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Оплата служебных командировок военнослужащих на территории Российской Федерации регламентируется Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N (далее - Порядок) пунктом 118 которого определено, что военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Согласно пункту 122 Порядка возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Правильно установив, что Шинкин на основании приказа командира указанной воинской части от 19 августа 2015 г. N 170, в период с 19 по 21 августа 2016 г. находился в служебной командировке, в период которой продовольственное обеспечение в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета в отношении него не осуществлялось, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности действий руководителя управления, связанных с отказом в возмещении Шинкину суточных расходов и необходимости в этой связи взыскания в его пользу 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, а всего 900 рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нераспорядительность должностных лиц воинских частей, связанная с направлением военнослужащих в служебную командировку при отсутствии лимитов расходов на их оплату, равно как и несвоевременное представление военнослужащими авансовых отчетов в довольствующий финансовый орган, не свидетельствуют об отсутствии у военнослужащих права на оплату им суточных расходов за счет средств федерального бюджета, поскольку указанное право гарантировано им законом.
Утверждение автора жалобы о том, что командованием предпринимаются меры, направленные на выплату истцу спорных денежных средств, является несостоятельным, поскольку о восстановлении нарушенных прав истца не свидетельствует.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 2 августа 2016 г. по иску военного прокурора Смоленского гарнизона в интересах Шинкина ФИО8 к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.