Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 27 октября 2016 г. по делу N 33а-1607/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Великановой А.В., Попова В.В.,
при секретаре Егоршиной Е.С., с участием административного истца и его представителя Данько ФИО10 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление жилищного обеспечения) Когута ФИО9 на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 3 августа 2016 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего N военного представительства Министерства обороны РФ майора Тюкаева ФИО11 об оспаривании решений заместителя начальника Управления жилищного обеспечения и начальника отделения (территориальное г. Нижний Новгород) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - территориальное отделение) о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) (далее - жилищная субсидия) и снятии с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., объяснения административного истца и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 23 июня 2016 г. Тюкаеву предоставлена жилищная субсидия без учета его супруги и дочери.
В связи с выплатой жилищной субсидии решением начальника территориального отделения от 1 июля 2016 г. административный истец снят с жилищного учета.
Полагая свои права нарушенными, Тюкаев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать вышеназванные решения незаконными, обязать начальника территориального отделения отменить решение от 1 июля 2016 г. и восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях, обязать начальника управления жилищного обеспечения повторно рассмотреть вопрос о предоставлении жилищной субсидии с учетом его супруги и дочери, взыскать в его пользу с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" невыплаченную часть субсидии на его супругу и дочь в сумме 1 966 036 рублей 80 коп.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Тюкаева удовлетворил частично. Признав решения жилищных органов незаконными, суд обязал начальника территориального отделения отменить решение от 1 июля 2016 г. и восстановить административного истца на жилищном учете до предоставления ему жилищной субсидии на членов его семьи. Кроме того, суд обязал начальника управления жилищного обеспечения принять дополнительное решение о предоставлении Тюкаеву жилищной субсидии на его супругу и дочь, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 21 кв. метра. В удовлетворении административного искового заявления в оставшейся части требований Тюкаеву судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель управления жилищного обеспечения, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не основаны на обстоятельствах дела и нормах материального права.
Суд не учел, что супруга и дочь административного истца до 9 октября 2014 г. были зарегистрированы и проживали в жилом доме N "адрес", расположенном по адресу: "адрес", и принадлежащем на праве собственности матери супруги административного истца.
Учетная норма жилого помещения в г. Арзамасе Нижегородской области, куда в октябре 2014 г. Тюкаев вместе с членами его семьи убыл для дальнейшего прохождения военной службы, составляет 10 кв. метров общей площади жилого помещения.
Следовательно, супруга и дочь административного истца на момент признания их нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма являлись членами семьи собственника жилого помещения, были обеспечены жильем по установленным нормам, а поэтому незаконно приняты на жилищный учет и в силу подп. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ подлежат снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, управление жилищного обеспечения правомерно выплатило жилищную субсидию только Тюкаеву, то есть без учета членов его семьи.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий, в том числе вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак.
По делу установлено, что в апреле 2014 г. Тюкаев зарегистрировал брак, а в сентябре того же года у него родилась дочь. При этом супруга и дочь до 9 октября 2014 г. проживали в "адрес".
Приказом Статс-секретаря-заместителя Министра обороны РФ от 28 октября 2014 г. N административный истец назначен на другую воинскую должность и переведен из г. Павлово Нижегородской области к новому месту военной службы в г. Арзамас Нижегородской области.
В связи с этим в октябре 2014 г. супруга и дочь административного истца выехали в г. Арзамас Нижегородской области, где 25 января 2015 г. зарегистрировались по месту военной службы Тюкаева.
Правильно оценив названные обстоятельства и правильно применив п. 4 Инструкции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что супруга и дочь административного истца действий по намеренному ухудшению жилищных условий не совершали, не относятся к таким действиям снятие их с регистрационного учета в с. Глухово и переезд к новому месту военной службы Тюкаева в г. Арзамас Нижегородской области.
Кроме того, как следует из дела, супруга и дочь Тюкаева на момент выплаты жилищной субсидии состояли на жилищном учете, решения об исключении их из списка нуждающихся в жилых помещениях не принято и подтверждения этому административным ответчиком суду не представлено.
Не усматривается из дела и препятствий для признания членов семьи Тюкаева нуждающимися в улучшении жилищных условий после прибытия и регистрации их в г. Арзамасе Нижегородской области. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец не вправе претендовать на получение жилищной субсидии на супругу и дочь, несостоятельны.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, которым на должностных лиц возложена обязанность восстановить супругу и дочь административного истца на жилищном учете и принять дополнительное решение о предоставлении Тюкаеву жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения 21 кв. метров, является правильным.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 3 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Тюкаева ФИО11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Когута ФИО9 - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.