Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 10 ноября 2016 г. по делу N 33а-1723/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Масенина П.Е., Попова В.В.,
при секретаре Попове В.А., с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника территориального отделения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - начальник территориального отделения) на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 5 августа 2015 г., которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего военного комиссариата г. Моршанск, Моршанского и Пичаевского районов Тамбовской области лейтенанта запаса Рагимова ФИО8 оглы об оспаривании решения начальника территориального отделения о снятии с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в связи с прохождением Рагимовым военной службы в военном комиссариате 28 марта 1991 г. решением исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Рассказово Тамбовской области ему, его супруге и двум дочерям предоставлена двухкомнатная квартира N "адрес", жилой площадью 33.4 кв. метра и общей 53.7 кв. метров, расположенная по адресу: "адрес".
24 октября 2008 г. административный истец и его супруга расторгли брак, а 6 ноября 2008 г. бывшая супруга приобрела право собственности на вышеуказанное жилое помещение на условиях приватизации.
Вступившим в законную силу решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 декабря 2008 г. Рагимов признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", и снят с регистрационного учета.
Приказом командующего войсками Московского военного округа от 28 февраля 2009 г. N Рагимов досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Решением жилищной комиссии военного комиссариата Тамбовской области от 23 марта 2009 г. административный истец признан нуждающимся в жилом помещении.
Приказом военного комиссара г. Моршанск, Моршанского и Пичаевского районов Тамбовской области от 31 марта 2009 года N Рагимов с указанного числа исключен из списков комиссариата.
В июле 2013 г. административный истец обратился в жилищный орган с просьбой обеспечить его жильем в виде получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Решением начальника территориального отделения от 7 июня 2016 г. Рагимов снят с жилищного учета в связи неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Полагая свои права нарушенными, Рагимов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение начальника территориального отделения от 7 июня 2016 г., восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях и возместить понесенные им судебные расходы в сумме 300 рублей.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Рагимова удовлетворил.
В апелляционной жалобе начальник территориального отделения, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что двухкомнатная квартира N "адрес", расположенная по адресу: "адрес", предоставлена местной администрацией Рагимову в период прохождения им военной службы. На день снятия административного истца с регистрационного учета в квартире были зарегистрированы и проживали его бывшая супруга и дочь, а поэтому на каждого их них приходилось по 17.9 кв. метров общей площади жилого помещения, то есть выше установленной в г. Рассказово учетной нормы (14 кв. метров общей площади жилого помещения).
На день приватизации вышеназванной квартиры Рагимов проживал в ней, а поэтому в соответствии с положениями Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилого помещения в собственность супруги административного истца была возможна лишь с его согласия. Согласившись на такую передачу, Рагимов приобрел право бессрочного пользования жилым помещением. В дальнейшем он распорядился жильем, оставив его своей бывшей супруге и детям, тем самым создав условия для обеспечения его за счет государства другим жилым помещением.
Таким образом, у жилищной комиссии не было оснований для принятия решения от 23 марта 2009 г. о признании административного истца нуждающимся в жилом помещении, которое может быть получено им не в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а на общих основаниях в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что 28 марта 1991 г. решением исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Рассказово Тамбовской области Рагимову, его супруге и двум дочерям предоставлена двухкомнатная квартира N "адрес", жилой площадью 33.4 кв. метра.
Согласно пунктам 7 и 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Тамбовской области, утвержденных постановлением исполнительного комитета Тамбовского областного Совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных союзов от 30 сентября 1984 г. N 157, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные жилой площадью 8 кв. метров и менее на каждого члена семьи. Норма предоставления жилого помещения составляет 9-12 кв. метров жилой площади на каждого члена семьи.
Граждане снимаются с жилищного учета в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 кв. метров и более и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Таким образом, Рагимов был обеспечен жилой площадью менее установленной нормы предоставления, а поэтому на день введения в действие Жилищного кодекса РФ, на момент прекращения семейных отношений и снятия с регистрационного учета его надлежит считать нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, решение жилищной комиссии военного комиссариата Тамбовской области от 23 марта 2009 г. о постановке Рагимова на жилищный учет является правильным, а оспоренное решение о снятии его с указанного учета на нормах закона не основано и подлежит отмене.
Вывод суда о том, что административному истцу в г. Рассказово предоставлено жилое помещение менее нормы предоставления и он в соответствии с указанными выше Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Тамбовской области, был вправе рассчитывать на улучшение жилищных условий, обоснован.
В то же время суд не принял во внимание ряд других обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, что привело к неверным выводам и неправильному применению норм материального права.
Так, в соответствии с решением мирового судьи г. Рассказова от 13 октября 2008 г. удовлетворен иск Рагимова, а брак между ним и его супругой расторгнут. При этом, как следует из решения мирового судьи, Рагимов в обоснование отсутствия взаимных имущественных претензий и расторжения брака заявил об оставлении квартиры бывшей супруге и детям.
6 ноября 2008 г., то есть до снятия административного истца с регистрационного учета, его бывшая супруга приобрела право собственности на квартиру N "адрес", расположенную по адресу: "адрес".
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В суде апелляционной инстанции Рагимов пояснил, передача квартиры в собственность бывшей супруге произошла на основании его согласия.
Вступившим в законную силу решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 декабря 2008 г. административный истец признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", и снят с регистрационного учета.
Основанием для принятия такого решения, как видно из судебного постановления, послужило признание Рагимовым исковых требований и его длительное непроживание в указанном жилом помещении.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Пунктом 14 ст. 15 Закона определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Абзацем вторым п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.
Такое истолкование материального закона корреспондируется с подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Таким образом, Правительство РФ в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.
По делу установлено, что предоставленная в 1991 г. Рагимову в связи с прохождением им военной службы квартира в соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР, действовавшего в то период, относилась к государственному жилищному фонду, поскольку находилась в ведении администрации г. Рассказово. Обеспеченность жилым помещением ниже учетной нормы предполагало, что улучшение жилищных условий может состояться с учетом данного жилья.
Ухудшение Рагимовым своих жилищных условий в дальнейшем путем выезда из данной квартиры, согласия на ее приватизацию бывшей супругой и признание им иска о его выселении из квартиры, как следует из приведенных выше норм, не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учета ранее предоставленного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению.
Кроме того, как видно из дела и подтверждено административным истцом в суде апелляционной инстанции, в 2009 г. жилищная комиссия военного комиссариата Тамбовской области признала его нуждающимся в жилом помещении в г. Тамбове, а в июле 2013 г. по его просьбе и на основании поданных документов способ обеспечения жильем был изменен на предоставление ему жилищной субсидии.
Между тем, исходя из указанных выше норм права, на предоставление жилищной субсидии Рагимов был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного от государства жилья, размер которого 53.7 кв. метров общей площади жилого помещения явно превышал норматив общей площади жилого помещения, предусмотренный п. 3 Правил на одиноко проживающего военнослужащего (33 кв. метра общей площади жилого помещения).
Приведенное истолкование материального закона основано на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Исходя из установленных по данному делу обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, а именно - распоряжения Рагимовым по своему усмотрению полученным от государства жильем, в результате чего сдача жилья государству, как требует закон, стала невозможной, следует признать правильным решение начальника территориального отделения от 7 июня 2016 г. о снятии Рагимова с жилищного учета в связи неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
С учетом изложенного решение суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Рагимову в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда 5 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Рагимова ФИО8 оглы в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Рагимову ФИО8. отказать.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.