Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 24 ноября 2016 г. по делу N 33а-1808/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Масенина П.Е., Великановой А.В.,
при секретаре Попове В.А., с участием представителя административного истца Буторина ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления полковника медицинской службы Сытник ФИО9 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - департамент), связанных со снятием с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Сытник, проходящей военную службу по контракту с 1995 года, и членам её семьи: матери и сыну, в 2004 году Министерством обороны РФ по месту прохождения военной службы предоставлено жилое помещение в виде трёхкомнатной квартиры N "адрес" общей площадью 68,1 кв. метр по адресу: "адрес".
В 2006 году квартира приватизирована Сытник и её сыном в равных долях, а в 2009 году подарена матери административного истца, и с указанного времени принадлежит ей на праве собственности.
Решением департамента от 12 февраля 2015 г. Сытник с сыном признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения военной службы в "адрес" с 29 декабря 2014 г.
Однако решением департамента от 27 апреля 2016 г. N административный истец на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ снята с жилищного учёта ввиду отсутствия возможности сдать в установленном порядке ранее предоставленное военным ведомством жилое помещение.
Посчитав свои права нарушенными, Сытник обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила возложить на директора департамента обязанность отменить указанное решение и восстановить её с членами семьи на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Сытник отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что для признания нуждающимся в жилом помещении установлена учётная норма, которая в г. Москве в соответствии с Законом г. Москвы от 15 января 2003 г. N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей г. Москвы" составляет 10 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Отмечает, что общая площадь квартиры, предоставленной ей в г. Чите, была меньше положенного ей минимального размера площади жилого помещения - 69 кв. метров.
Обращает внимание на то, что справка о сдаче жилого помещения в перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии военнослужащего на жилищный учёт, предусмотренный приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, не входит. Она должна быть представлена при предоставлении жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Порядок обеспечения жилыми помещениями в Министерстве обороны РФ определён Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280. Пунктом 17 Инструкции в частности установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чём военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается соответствующая справка.
Помимо этого, Пленум Верховного Суда РФ в пункте 27 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что, если военнослужащий реализовал своё право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Законом, и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Из изложенного следует, что военнослужащий реализует своё право на жильё путём получения жилого помещения по нормам и в порядке, установленным законодательством, с одновременной сдачей ранее занимаемого жилого помещения.
Как следует из материалов дела, в 2004 году Министерством обороны РФ Сытник на состав семьи 3 человека (она, мать, сын) предоставлено жилое помещение в "адрес" по установленным на тот момент постановлением Читинской областной Думы от 1 октября 1997 г. N 184 "Об установлении социальной нормы площади жилья" нормам предоставления жилья общей (жилой) площадью 68,1 (38,3) кв. метр. В 2006 году квартира приватизирована административным истцом и её сыном в равных долях, а в 2009 году подарена матери. С 2014 года Сытник проходит военную службу в г. Москве, где также просила обеспечить её жилым помещением для постоянного проживания.
Исходя из изложенного, поскольку административный истец была обеспечена федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением по установленным нормам, распорядилась полученным ранее жильём и не может сдать его в установленном порядке, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что административный истец не подлежит повторному обеспечению на безвозмездной основе жильём от Министерства обороны РФ, а поэтому решение департамента о снятии её с учёта нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания является законным.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции по существу является правильным, а доводы жалобы по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену судебного акта.
Руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьёй 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2016 г. по административному исковому заявлению Сытник ФИО9 оставить без изменения, а её апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.