Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 24 ноября 2016 г. по делу N 33а-1821/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Масенина П.Е., Манохина В.В.,
при секретаре Попове В.А., с участием административного истца, его представителя Лякишева ФИО14 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе стороны административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N майора Карпова ФИО19 об оспаривании действий начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанных с предложением о предоставлении жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Карпов, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, проходил военную службу в войсковой части N.
Решением ЗРУЖО от 2 сентября 2013 года он признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Дмитрове Московской области с 30 мая 2013 года. При этом Карпов претендует на получение жилого помещения, однако, каких-либо предложений о распределении жилого помещения ему не поступало.
1 июня 2016 года ЗРУЖО было направленно уведомление о готовности предоставить ему субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.
Полагая свои права нарушенными, поскольку о получении жилищной субсидии он желания не высказывал и не совершал действий, которые в соответствии с законодательством лишали его возможности до увольнения с военной службы получения жилья в натуре, Карпов через своего представителя обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника ЗРУЖО, связанные с направлением уведомления от 1 июня 2016 года о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, и обязать указанное должностное лицо отозвать это уведомление.
Кроме того, просил взыскать в его пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей и стоимость уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Карпову отказано.
В апелляционных жалобах как административный истец, так и его представитель просят решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое решение.
В обоснование жалоб указывают, что Карповым избран способ обеспечения жильем путем предоставления жилого помещения, от которого он не отказывался.
Полагают, что по смыслу ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" уведомление о готовности предоставить жилищную субсидию может быть направленно только тем военнослужащим, которые отказались от предложенного жилого помещения. Направление данного уведомления ограничивает право выбора между получением жилого помещения по избранному месту жительства и субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, а также влечет негативные последствия, указанные в п. 1 ст. 23 Закона, в соответствии с которыми допускается увольнение военнослужащих с военной службы без их согласия и без предоставления жилых помещений.
Указывают, что действующим законодательством не предусмотрено направление уведомления о готовности предоставления субсидии военнослужащим, которые не отказались от обеспечения жилыми помещениями.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно в соответствии с абз.3 ч. 1 ст. 23 Закона в случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405 "О внесении изменений в Закон лица, указанные в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Закона (в редакции настоящего Федерального закона), выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Лицам, указанным в абзацах третьем, двенадцатом пункта 1 статьи 15 Закона (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Как установлено судом и не оспаривается в апелляционных жалобах Карпов принят на жилищный учет 30 мая 2013 года в избранном месте жительства в г. Дмитрове Московской области и претендует на обеспечение жильем в натуре. Жилое помещение жилищным органом ему не предлагалось, а действий по изменению избранного места жительства он не предпринимал.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что направленное ЗРУЖО уведомление, предусмотренное Приложением N 1 к Порядку уведомления военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи организационно-штатными мероприятиями, и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 333, прав Карпова не нарушает, поскольку жилищный орган действий по переводу его с обеспечения жилым помещением на жилищную субсидию не принимал, а командованием в отношении административного истца каких-либо действий, направленных на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением, не совершалось.
Содержащаяся в уведомлении ссылка на абз. 3 ст. 23 Закона сама по себе о нарушениях его прав не свидетельствует, поскольку эта ссылка обусловлена лишь формой уведомления, установленной вышеуказанным Приложением.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеуказанным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 311 и п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 сентября 2016 года по административному исковому заявлению Карпова ФИО19 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.