Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 декабря 2016 г. по делу N 33а-1904/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В.,
судей: Серазитдинова Э.Т., Манохина В.В.,
при секретаре Скакун О.В., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 12 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N капитана запаса Хафизова ФИО8 об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа (далее -командующий) и командира войсковой части N связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., заключение прокурора, полагавшего необходимым апелляционную жалобу удовлетворить, а решение суда отменить судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Хафизов с 2002 года проходил военную службу по контракту в военном комиссариате Ивановской области.
После упразднения военной службы в военных комиссариатах в 2009 году его зачислили в распоряжение командира войсковой части N до обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в городе Реутов Московской области.
В апреле 2012 года и в феврале 2014 года он отказался от предложенных Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) жилых помещений в г. Лосино-Петровском и в г. Краснознаменске Московской области, соответственно, а в октябре 2014 года отказался от жилищной субсидии.
В марте 2015 года в связи с предложением об изменении места жительства, ввиду отсутствия строительства жилых помещений в г. Реутове Московской области он дал согласие на обеспечение жилым помещением в г. Москве, а также в городах Балашихе, Мытищи, Железнодорожном Московской области.
После этого Отделением (территориальное г. Иваново) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управления жилищного обеспечения" (далее - отделение) в мае 2015 года, августе 2015 года и в феврале 2016 года ему предлагалась жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения, от которой он отказался.
17 июня 2016 года командиром войсковой части N было составлено представление и направлены документы на увольнение Хафизова с военной службы.
Приказом командующего от 12 июля 2016 года N он уволен с военной службы по подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями), а приказом командира войсковой части N от 8 августа 2016 года N исключен из списков личного состава с 9 августа 2016 года.
Полагая, что уволен с военной службы незаконно, поскольку на дату исключения из списков личного состава он не был обеспечен жильем в избранном после увольнения с военной службы месту жительства, Хафизов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с подготовкой и направлением командующему документов для его увольнения с военной службы;
- признать незаконным приказ командующего от 12 июля 2016 года N об увольнении с военной службы и обязать указанное должностное лицо отменить этот приказ, восстановив его на военной службе;
- признать незаконным приказ командира войсковой части N от 8 августа 2016 года N об исключении его из списков личного состава воинской части, отменить этот приказ и восстановить его в списках личного состава.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Хафизову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Указывает на то, что избранным им местом жительства является не Московская область, а г. Реутов Московской области.
Считает, что отказ от жилищной субсидии либо непредставление документов для ее получения может повлечь увольнение военнослужащего с военной службы без его согласия до обеспечения жилым помещением по установленным нормам только в случаях, если бы военнослужащий изначально по своему желанию избрал форму жилищного обеспечения в виде получения жилищной субсидии; отказался, начиная с 1 января 2014 года, от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до 1 января 2014 года месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; изъявил, начиная с 1 января 2014 года, желание изменить избранное до указанной даты место жительства. Однако указанные обстоятельства в отношении него, избравшего формой жилищного обеспечения получение жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Реутове Московской области, гарнизонным судом установлены не верно.
Полагает, что в деле отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лиц, направивших в суд своих представителей.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Хафизова, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство обороны РФ не ведет жилого строительства в г. Реутове Московской области. При этом уполномоченным органом предоставлялись Хафизову жилые помещения в иных населенных пунктах Московской области, то есть в избранном им для проживания субъекте Российской Федерации, от которых, а также от предоставления жилищной субсидии он отказался, в связи с чем подлежал увольнению с военной службы без его согласия до обеспечения жилым помещением по установленным нормам.
Однако такие выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Закона предусмотрено, что военнослужащим -гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 19 ст. 15 Закона определено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
В соответствии с абз. 2, 3 п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими -гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих -граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
В то же время согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", вступившего в законную силу с 1 января 2014 года, лица, указанные в абзацах третьем - двенадцатом п. 1 ст. 15 Закона, выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом п. 1 ст. 15 Закона, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим, начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательных актов, отказ от жилищной субсидии либо непредставление документов для ее получения может повлечь увольнение Хафизова с военной службы без его согласия до обеспечения жилым помещением по установленным нормам, в случаях, если бы он изначально по своему желанию избрал форму жилищного обеспечения в виде получения жилищной субсидии; отказался, начиная с 1 января 2014 года, от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до 1 января 2014 года месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; изъявил, начиная с 1 января 2014 года, желание изменить избранное до указанной даты место жительства.
В соответствии со ст. 4 Закона Московской области N 11/2013-03 "Об административно-территориальном устройстве Московской области" населенные пункты, находящиеся на территории Московской области, подразделяются на следующие типы: городские населенные пункты; сельские населенные пункты.
К городским населенным пунктам относятся следующие категории населенных пунктов: город областного подчинения; город районного подчинения; поселок городского типа областного подчинения (рабочий или дачный);
Согласно Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 года N 413 города Реутов, Балашиха, Мытищи отнесены к городам областного подчинения Московской области.
Таким образом, избранным Хафизовым после увольнения с военной службы местом жительства являются города областного подчинения Московской области, а не Московская область, являющаяся субъектом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела Хафизов, имея общую продолжительность военной службы более десяти лет и подлежащий увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, был зачислен в распоряжение воинского должностного лица. При этом формой жилищного обеспечения он избрал получение жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Реутове Московской области. В марте 2015 года в связи с предложением об изменении места жительства, ввиду отсутствия строительства жилых помещений в г. Реутове он дал согласие на обеспечение жилым помещением в г. Москве, а также в городах Балашихе, Мытищи Московской области.
Однако жилые помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства Хафизову не предоставлялись, при этом на получение жилья в иных городах Московской области, а также предоставления жилищной субсидии он согласия не давал.
При таких данных у командования воинской части не было оснований представлять Хафизова к увольнению, а у командующего издавать приказ о его увольнении с военной службы.
С учетом изложенного обжалуемое судебное решение не может быть признано законным и обоснованным в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права, а поэтому подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административное искового заявления Хафизова.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309 и ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 12 октября 2016 года по административному исковому заявлению Хафизова ФИО8 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применении норм материального права отменить и принять новое решение.
Административное исковое заявление Хафизова ФИО8 удовлетворить.
Признать незаконными действия командующего войсками Западного военного округа, связанные с изданием приказа от 12 июля 2016 года N об увольнении Хафизова ФИО8 военной службы, а также действия командира войсковой части N, связанные с направлением командующему войсками ЗВО документов для увольнения с военной службы и изданием приказа от 8 августа 2016 года N об исключении из списков личного состава.
Обязать командующего войсками Западного военного округа отменить приказ от 12 июля 2016 года N в части увольнения Хафизова ФИО8 с военной службы, а командира войсковой части N отменить приказ от 8 августа 2016 года N в части исключения Хафизова ФИО8 из списков личного состава, обеспечив всеми видами довольствия после восстановления на военной службе.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.