Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 декабря 2016 г. по делу N 33а-1912/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Серазитдинова Э.Т., Манохина В.В.,
при секретаре Скакун О.В., с участием административного истца и его представителя Жукова ФИО9 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 12 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления майора Данилочкина ФИО8 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в июне 2005 года Данилочкин, окончил военное образовательное учреждение высшего образования и получил в связи с этим первое воинское звание офицера.
С 16 декабря 2005 года его включили в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
В соответствии с договором целевого жилищного займа от 25 сентября 2009 года ему был предоставлен целевой жилищный заем на приобретение жилого помещения в виде однокомнатной квартиры общей площадью 32,5 кв. м, расположенной по адресу: "адрес".
20 октября 2009 года зарегистрировано право собственности Данилочкина на вышеуказанную квартиру.
Поскольку в связи с рождением в 2013 году сына и в 2015 году дочери состав семьи Данилочкина увеличился, он обратился в ДЖО с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в чем решением ДЖО от 22 июля 2016 года N ему было отказано.
Полагая, что этими действиями нарушены его права, Данилочкин через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ДЖО от 22 июля 2016 года и отменить его. Обязать ДЖО принять новое решение, соответствующее требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Данилочкину отказал.
В апелляционной жалобе и дополнений к ней представитель административного истца, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы обращает внимание на то, что гарнизонным военным судом нарушены положения ст. 180 КАС РФ, поскольку в решении от 12 сентября 2016 года неправильно изложены требования административного истца. При этом, по мнению представителя административного истца, суд не рассмотрел требования Данилочкина так как они изложены в административном исковом заявлении.
Указывает на то, что выводы, изложенные в решении о том, что у ДЖО не было оснований для принятия Данилочкина на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, не основаны на доказательствах, поскольку таковых в деле не имеется.
Приводя положения ст. 51, 52 ЖК РФ и п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 считает, что основания отказа ДЖО от 22 июля 2016 года являются несостоятельными, поскольку административным истцом представлены в ДЖО вместе с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении документы в соответствии с положениями вышеуказанных нормативных правовых актов.
Несмотря на гарантированные ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" права на обеспечение жилым помещением, уполномоченным органом отказано Данилочкину в признании нуждающимся в жилом помещении.
Со ссылкой на абз. 12 п. 1 и п. 15 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" ч. 1, 2 ст. 51 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, положения Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" указывает, что действия абз. 2 п. 5 ст. 15 Закона распространяются на военнослужащих только в случае реальной возможности использования учтенных накоплений на именном счете военнослужащего в целях жилищного обеспечения.
Полагает, что участие административного истца в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих не может служить основанием для отказа в признании его нуждающимся в жилых помещениях.
Ссылаясь на положения п. 3 ч. 3 ст. 9, ст. 10, 13 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" указывает, что административный истец является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В случае обеспечения административного истца жилым помещением возникают основания для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы, а также возврата им в федеральный бюджет суммы накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете денежных средств.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Вопреки указанию в жалобе, судом не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда.
Так, решение гарнизонным военным судом принято в соответствии со ст. 175 КАС РФ и его содержание соответствует ст. 180 КАС РФ. При этом в описательной части решения суда изложены требования, заявленные административным истцом, которые правильно разрешены и по существу.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 4, 12, п. 1 ст. 15 Закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 15 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам накопительно-ипотечной системы относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Исходя из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, заключенному после 1 января 1998 года вправе реализовать свое право на жилье по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
К такой категории военнослужащих Данилочкин не относится.
Как видно из материалов дела, Данилочкин в июне 2005 года окончил военное образовательное учреждение высшего образования и получил в связи с этим первое воинское звание офицера. С декабря 2005 года, изъявив желание, он стал участником накопительно-ипотечной системы. В соответствии с договором от 25 сентября 2009 года ему был предоставлен целевой жилищный заем на приобретение жилого помещения в виде однокомнатной квартиры общей площадью 32,5 кв. м, расположенной по адресу: "адрес", на которую 20 октября 2009 года зарегистрировано право собственности.
При таких обстоятельствах, поскольку оснований для признания Данилочкина нуждающимся в жилом помещении не имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что его требования об отмене решения ДЖО от 22 июля 2016 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, и возложении обязанности на ДЖО принять в отношении него новое решение не подлежат удовлетворению.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 12 сентября 2016 года по административному исковому заявлению Данилочкина ФИО12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя Жукова ФИО9. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.