Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 декабря 2016 г. по делу N 33а-1924/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Уланова А.Е.,
судей
Неустроева В.С., Масенина П.Е.,
при секретаре Кайдовой Е.С., с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по его апелляционной жалобе на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 10 октября 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N старшины запаса Румянцева ФИО7 об оспаривании решений начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) (далее - отделение) федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Румянцев, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в 1994 году, проживающий в служебном жилом помещении по адресу: "адрес", обратился 9 сентября 2014 г. с рапортом по команде об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения.
Приказом заместителя Министра обороны РФ от 13 февраля 2015 г. N административный истец с выслугой более 20 лет в календарном исчислении уволен с военной службы по выбранному им основанию с указанием в данном приказе о необеспеченности его жилым помещением по установленным нормам и выраженным желанием об увольнении с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения.
Приказом начальника Главного управления Железнодорожных войск от 24 марта 2015 г. N Румянцев исключен с 25 марта того же года из списков личного состава войсковой части N
18 июня 2015 г. административный истец обратился в ЗРУЖО с заявлением об изменении формы обеспечения его жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - субсидия).
Однако решением начальника отделения от 24 сентября 2015 г. N N, с которым Румянцев ознакомился в этом же месяце, ему отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку на момент обращения он не являлся военнослужащим.
7 октября 2015 г. Румянцев обратился к начальнику отделения с просьбой об отмене вышеуказанного решения и принятии решения о получении им субсидии.
Разрешая указанное обращение, начальник отделения направил административному истцу ответ от 25 апреля 2016 г. N с указанием о не возможности принятия на учёт нуждающихся в жилье граждан, уволенных с военной службы, к каковым относится и Румянцев, поскольку обратился в жилищный орган после увольнения с военной службы.
В том же документе содержится напоминание Румянцеву о принятии 24 сентября 2015 г. решения об отказе в принятии его на жилищный учёт, срок обжалования которого в судебном порядке истек, а также разъяснения положений ЖК РФ о возможности принятия на жилищный учёт в органах самоуправления по месту жительства.
Полагая, что указанными действиями нарушены его жилищные права, Румянцев 18 мая 2016 г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными вышеуказанные решения начальника отделения от 24 сентября 2015 г. и от 25 апреля 2016 г., обязать их отменить и вынести решение о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 4 человека.
Кроме того, административный истец просил возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Румянцеву отказал, в том числе в части, касающейся оспаривания решения начальника отделения от 24 сентября 2015 г. N N, - в связи с пропуском установленного трехмесячного срока на обращение в суд.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, приведя положения п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) и разъяснения, содержащиеся в п. 25 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", указывает, что обязанность по обеспечению его жилым помещением должна быть исполнена федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная службы, безоговорочно и в полном объеме, так как является соответствующей гарантией государства.
Полагает, что суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что обеспечение его служебным жилым помещением было невозможно без решения вопроса о нуждаемости его в период военной службы жилым помещением.
Считает, что гарнизонный военный суд не учёл, что в заявлении в адрес жилищного органа от 18 июня 2015 г. он просил не принять его на жилищный учет, а лишь изменить форму обеспечения его жилым помещением на предоставление жилищной субсидии.
Отмечает, что длительное рассмотрение начальником отделения его заявления от 7 октября 2015 г. с просьбой об отмене решения от 24 сентября 2015 г. об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не позволило ему своевременно обжаловать указанное решение.
Утверждает, что суд интерпретировал его объяснения только для вынесения решения об отказе в удовлетворении его административного искового заявления, идентичному решению Нижегородского гарнизонного военного суда от 15 июня 2016 г.
В заключение автор жалобы указывает о формальном рассмотрении судом дела, что затрудняет процесс восстановления его нарушенного права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ при увольнении с военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления в части, касающейся оспаривания ответа начальника отделения от 25 апреля 2016 г. N на обращение Румянцева от 7 октября 2015 г., суд первой инстанции указал, что каких-либо решений об изменении положения административного истца, как лица, желающего встать на жилищный учёт, анализируемый документ не содержит, не обязывает Румянцева к чему-либо и не влечёт юридически значимых последствий.
Однако такой вывод гарнизонного военного суда является ошибочными.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 3 ст. 15 Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по установленным нормам предоставляются служебные жилые помещения.
Таким образом, служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим, именно признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным нормам.
Как видно из материалов дела, отменяя решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 15 июня 2016 г., которым Румянцеву отказано в удовлетворении его административного искового заявления, в том числе в части, касающейся оспаривания решения начальника отделения от 24 сентября 2015 г. N N - в связи с пропуском установленного трехмесячного срока на обращение в суд, и отправляя дело на новое рассмотрение в тот же суд, судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в определении от 25 августа 2016 г. установила, что в 2013 году в отношении административного истца было сформировано подордерное (жилищное) дело, переданное в отделение, в целях обеспечения его по месту службы жилым помещением, которым он по договору найма специализированного жилого помещения от 18 ноября 2013 г. и дополнительного соглашения к нему от 13 октября 2014 г. был обеспечен.
В связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о том, что обеспечение Румянцева служебным жилым помещением невозможно было без решения вопроса о нуждаемости его в период прохождения военной службы в жилом помещении.
Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Аналогичная норма закреплена и в п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280.
В силу п. 7 Инструкции уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции не учел, что первый контракт о прохождении военной службы Румянцев заключил в 1994 году, и, как необеспеченному жилым помещением по месту службы, ему на весь состав семьи по ордеру от 26 июля 1997 г. N было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", которое он установленным порядком сдал 30 ноября 2013 г., документы в отношении него, как нуждающегося в обеспечении жилым помещением, общим списком из войсковой части были переданы в структурное подразделение уполномоченного органа, а именно - в отделение, в связи с чем в ноябре 2013 года ему предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", где он с семьей продолжает проживать в настоящее время.
Будучи уверенным в том, что он подлежит обеспечению жилым помещением для постоянного проживания, поскольку в отсутствие такового ему было предоставлено служебное, а сформированное в отношении него подордерное (жилищное) дело находится в отделении, административный истец 9 сентября 2014 г. обратился с рапортом по команде об увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, с чем командование согласилось, направив соответствующее представление на увольнение его с военной службы.
Приказом заместителя Министра обороны РФ от 13 февраля 2015 г. N N административного истец с выслугой более 20 лет в календарном исчислении уволен с военной службы по выбранному им основанию с указанием в данном приказе о необеспеченности его жилым помещением по установленным нормам и выраженным желанием об увольнении с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения.
В силу п. 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав), утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495, обязанность по реализации прав военнослужащих возложена на командиров (начальников).
Так, согласно п. 78, 82 Устава командир обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками, знать положения нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющие права, свободы и обязанности военнослужащих и устанавливающие для них социальные гарантии и компенсации, обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию этих положений.
Однако в условиях, когда Румянцеву, как поступившему на военную службу до 1998 года и необеспеченному постоянным жилым помещением в период военной службы, было предоставлено служебное жилое помещение, при наличии согласия командования на увольнение его с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, бездействие командования, выраженное в непринятии мер по обеспечению реализации жилищных прав военнослужащего, предусмотренных п. 1 ст. 15 Закона, стало причиной в последующем принятия начальником отделения решения об отказе в принятии административного истца на жилищный учет с целью получения жилого помещения для постоянного проживания.
В своём обращении от 7 октября 2015 г. административный истец фактически поставил вопрос о восстановлении своего нарушенного права на обеспечение жилым помещением, возникшего в период прохождения им военной службы.
При таких данных отказ начальника отделения в рассмотрении этого обращения по существу по мотиву обращения Румянцева в жилищный орган после увольнения с военной службы, судебная коллегия считает незаконным.
При этом, вопреки требованиям ч. 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, указанный документ не содержит основания отказа административному истцу в принятии его на жилищный учет с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Кроме того, в силу п. 6 Инструкции уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 3 к настоящей Инструкции, с приложением расписки в получении документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, с указанием их перечня и даты получения.
Между тем, такое решение по заявлению Румянцева от 7 октября 2015 г. по установленной форме уполномоченным органом не принималось, а со значительным превышением сроков рассмотрения, установленных п. 5 Инструкции, административному истцу лишь 25 апреля 2016 г. направлен ответ.
При таких данных судебная коллегия соглашается с доводом административного истца о том, что длительное рассмотрение начальником отделения его заявления от 7 октября 2015 г. с просьбой об отмене решения от 24 сентября 2015 г. об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не позволило ему своевременно обжаловать указанное решение.
В связи с чем ссылка начальника отделения в оспариваемом ответе от 25 апреля 2016 г. на своё же решение от 24 сентября 2015 г., срок обжалования которого Румянцевым пропущен, является несостоятельной.
В данном случае юридически значимым обстоятельством является наличие у бывшего военнослужащего нереализованного в период военной службы права быть обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания при условии отсутствия с его стороны заведомо недобросовестного осуществления своих гражданских прав (злоупотребления правом).
Проживание административного истца в предоставленном ему в период военной службы служебном жилом помещении, его желание быть уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, согласие с этим командования, в том числе заместителя Министра обороны РФ, выраженное в приказе об увольнении военнослужащего с военной службы, бездействие командования, связанное с непринятием мер по обеспечению реализации жилищных прав Румянцева, а также длительность рассмотрения уполномоченным жилищным органом обращений административного истца свидетельствует о длящемся характере этих спорных правоотношений, возникших с даты обращения военнослужащего с рапортом об увольнении с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, то есть с 9 сентября 2014 г.
В связи с чем является ошибочным вывод гарнизонного военного суда о пропуске административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения начальника отделения от 24 сентября 2015 г. об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Между тем, требование административного истца о возложении обязанности на начальника отделения вынести решение именно о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 4 человека, удовлетворению не подлежит, поскольку суд не может подменять собой должностных лиц и государственные органы, действующие в пределах своей компетенции, поскольку при рассмотрении по существу вопроса о принятии Румянцева на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, жилищным органом могут быть выявлены иные препятствия для такого принятия, перечень которых определен ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
При таких данных судебная коллегия считает необходимым апелляционную жалобу административного истца частично удовлетворить, решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального и процессуального права отменить и принять по административному делу новое решение о частичном удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 10 октября 2016 г. по административному исковому заявлению Румянцева ФИО7 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального и процессуального права отменить и принять по административному делу новое решение.
Признать незаконными решение начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. N об отказе в принятии Румянцева ФИО7 на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также действия этого же должностного лица, связанные с направлением Румянцеву ФИО7 ответа от 25 апреля 2016 г. N на его обращение от 7 октября 2015 г.
Обязать начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть по существу заявление Румянцева ФИО7 от 18 июня и 7 октября 2015 г. о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях с даты его обращения с рапортом об увольнении с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, то есть с 9 сентября 2014 г.
В удовлетворении административного искового заявления Румянцева ФИО7 в части, касающейся возложения обязанности на начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации вынести решение о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 4 человека, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.