Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Мироновой Т.М.,
рассмотрев дело по жалобе инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле К.А.А. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Ильина Г.Л., родившегося "дата" в " ... ", проживающего по адресу: "адрес",
УСТАНОВИЛ:
постановлением "N" инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле К.А.А. от 22 сентября 2016 года Ильин Г.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Ильин Г.Л. обжаловал его в суд.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 декабря 2016 года постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В настоящей жалобе инспектор ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле К.А.А. просит решение судьи отменить, ссылаясь на нарушение при вынесении решения норм материального и процессуального права.
На рассмотрение жалобы Ильин Г.Л. не явился, о ее рассмотрении извещен надлежащим образом и заблаговременно, судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя УВД по г. Йошкар-Оле Н.А.В., поддержавшего доводы жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
В силу пункта 11 Основных положений по допуску транспортного средства к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечает требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Согласно пункту 7.18 данного перечня запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, 22 сентября 2016 года в 16 часов 13 минут возле д. 57 по ул. Красноармейская Слобода г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл водитель Ильин Г.Л. управлял автомобилем ТС, в конструкцию которого без разрешения ГИБДД МВД РФ были внесены изменения, а именно отсутствовали передний и задний бампер транспортного средства, то есть допустил нарушение, указанное в пункте 7.18 Перечня неисправностей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 октября 2016 года постановление инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД по г. Йошкар-Оле от 22 сентября 2016 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Ильина Г.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменив постановление по делу об административном правонарушении, судья указал, что административным органом не приведено бесспорных доказательств того, что отсутствие бамперов на автомобиле влияет на безопасность дорожного движения.
В жалобе на решение судьи должностным лицом ставится вопрос о его отмене, поскольку наличие бамперов предусмотрено конструкцией транспортного средства автомобиля указанной марки, бамперы являются компонентом транспортного средства и объектом технического регулирования, эксплуатация транспортных средств без бампера является нарушением Основных положений по допуску транспортного средства к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, противоречит техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
Проанализировав доводы жалобы, судья вышестоящего суда приходит к следующему.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ), в соответствии со статьей 19 которого запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Указанный Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, приведен в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090. При этом в пункте 7.18 названного Перечня прямо предусмотрено запрещение эксплуатации транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Кроме того, как обоснованно указано в жалобе, технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно таблице 4 (N п/п 29) Приложения N 1 указанного технического регламента бамперы отнесены к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие указанного технического регламента, и в силу пункта 2 технического регламента относятся к компонентам транспортных средств, оказывающим влияние на безопасность транспортных средств.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с абзацем 5 статьи 5 указанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Таким образом, анализ приведенных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что бампер относится к компонентам транспортного средства, оказывающим влияние на его безопасность.
Между тем обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Ильина Г.Л. к административной ответственности, имели место 22 сентября 2016 года. Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Йошкар-Оле вопрос об административной ответственности Ильина Г.Л. обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 октября 2016 года отмене не подлежит.
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ильина Г.Л. оставить без изменения, жалобу инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле К.А.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.