Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Железовского С.И., Верхотуровой И.В.,
при секретаре Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске гражданское дело по иску Молоковой Г. В. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения после увольнения с военной службы, по апелляционной жалобе Молоковой Г. В. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 22.09.2016 года.
Заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., пояснения представителя Молковой Г.В. - Бабенко Р.В., представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Орловой А.Н., судебная коллегия
установила:
Молокова Г.В. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее по тексту - ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ) о признании права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении после увольнения с военной службы, возложении обязанности включить истца составом семьи 2 человека (она и сын) в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства (город Хабаровск), в порядке очередности, с даты первоначальной постановки на учет 29.05.2009 года.
В обоснование иска указано на то, что истец проходила службу в Вооруженных силах Российской Федерации, уволена в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе 19.06.2009 года, выслуга на день увольнения составляет 14 лет 11 мес. 27 дней. Перед увольнением с военной службы, решением жилищной комиссии войсковой части 16788 от 29.05.2009 года, истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении постоянного жилья по месту жительства в г. Хабаровске, составом семьи 3 человека, включая сына и дочь. Истцом дано обязательство о сдаче занимаемого служебного жилого помещения - квартиры "адрес", расположенного в закрытом военном городке, которое в 1997 году было предоставлено ее супругу ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени истец жилым помещением по избранному месту жительства не обеспечена. При обращении к ответчику о постановке на жилищный учет, с 24.03.2015 года была включена в реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, подлежащих переселению, с чем не согласна. Считает, что не утратила право на обеспечение жилым помещением в связи с увольнением с военной службы, наличие у истца нескольких оснований жилищного обеспечения, дает право состоять на учете как по одному из оснований, так и по двум основаниям одновременно.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 22.09.2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Молокова Г.В. и дополнениях к ней просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что право избрать одну из предусмотренных законодателем форм жилищного обеспечения принадлежит истцу. О праве на жилищное обеспечение в связи с увольнением с военной службы истец заявила при увольнении, была признана нуждающейся в получении жилого помещения, ее вины в том, что документы не были переданы ответчику, либо утрачены, не имеется.
Истец надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения ее апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив законность вынесенного судом решения по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Молоковой Г.В., суд первой инстанции указал на то, что истец утратила статус военнослужащего, до увольнения с военной службы не была признана нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем не подлежит обеспечению жилым помещением в порядке, установленному ФЗ "О статусе военнослужащих".
Выводы суда не соответствуют материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Молокова Г.В. проходила службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 13.07.1994 года. 19.06.2009 года истец уволена с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). С 2007 года Молокова Г.В. проживала и проживает по настоящее время в служебном жилом помещении - кв. "адрес", которое расположено в закрытом военном городке. Другого жилого помещения не имеет.
17.11.2015 года Молокова Г.В. обратилась к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с увольнением с военной службы, с составом семьи 2 человека, в чем ей было отказано ввиду того, что представленные документы не подтверждают право состоять на таком учете.
Молокова Г.В. была признана нуждающейся в получении жилищных гарантий лишь по одному основанию (как подлежащий отселению из закрытого военного городка) и поставлена на жилищный учет с 24.03.2015 года.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п.1. ст. 15 названного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На момент увольнения истца с военной службы по желанию военнослужащего выдавался ГЖС для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения месте жительства (редакция ст. 23 закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ).
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Этот же порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на военнослужащих, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы (абзаца 3 п. 14 ст. 15 названного Закона).
На период увольнения Молоковой Г.В. с военной службы до 09.11.2010 года действовала Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80, которой установлено, что постановка военнослужащих на жилищный учет, а также предоставление им жилых помещений относились к компетенции соответствующих жилищных комиссий, действовавших под руководством командования. Проведение ежегодной перерегистрации военнослужащих, состоящих на жилищном учете, и непосредственный административный контроль за деятельностью жилищных комиссий, в том числе по принятию ими конкретных решений, находились в ведении КЭЧ района (гарнизона) (п.п.26, 28, 30, 37 Инструкции).
Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.
Ответственные за обеспечение жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации изменилась, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3.11.2010 N 1455 уполномоченными органами в этой области были определены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также специализированные организации - Региональные управления жилищного обеспечения и их структурные подразделения.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений. Другого порядка до настоящего времени не определено.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в соответствии с которыми, на основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Из изложенного следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, условиями для жилищного обеспечения являются подача им заявления (рапорта) в период службы, признание нуждающимся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства с постановкой на учет в воинской части по последнему месту службы.
Совокупность необходимых условий, свидетельствующих о соблюдении истцом определенной законом процедуры постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и намерения ее при увольнении быть обеспеченной жильем в избранном ином месте жительства, при рассмотрении данного спора установлена.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 16788 от 29.05.2009 года был рассмотрен рапорт Молоковой Г.В. о постановке на жилищный учет, проверены нуждаемость в жилом помещении и принято решение о признании нуждающейся в получении постоянной жилой площади, постановке в очередь кандидатов на получение ГЖС в связи с увольнением с военной службы, с избранием места жительства - г.Хабаровск. 30.06.2009 года Молоковой Г.В. подписано обязательство об освобождении кв. "адрес" при предоставлении в собственность жилого помещения в г.Хабаровске.
До настоящего времени основания, дающие право Молоковой Г.В. состоять на жилищном учете, не изменились.
Судебная коллегия полагает, что при вышеизложенных обстоятельствах, Молокова Г.В. не должна нести неблагоприятные последствия за невыполнение должностными лицами обязанности по передаче документов о постановке на жилищный учет.
Таким образом, решение ответчика об отказе в постановке на жилищный учете военнослужащих по избранному постоянному месту жительства противоречит закону, а вывод суда о правомерности такого решения основан на неправильном применении норм материального права.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска Молоковой Г.В.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 22 сентября 2016 года отменить и принять новое решение.
Исковые требования Молоковой Г. В. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилом помещении, удовлетворить.
Признать за Молоковой Г. В. право на получение жилого помещения на состав семьи из двух человек в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Обязать ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ восстановить Молокову Г. В. в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с даты постановки на жилищный учет, с 29.05.2009 года.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи С.И. Железовский
И.В. Верхотурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.