Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Сенотрусовой И.В., Федоровой Г.И.,
при секретаре Арабаджи В.Л.,
с участием прокурора Лазаревой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГУЖФ" на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 27 июля 2016 года по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" о возложении обязанности организовать установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения в жилых многоквартирных домах, организации ввода в эксплуатацию указанных приборов.
Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указал, что 27.07.2015 между Минобороны России и ООО "Главное управление жилищным фондом" заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N 2-УЖФ-ОЗ, в соответствии с которым последние приняли на себя обязательства по управлению с 03.08.2015 жилыми домами Минобороны России, в том числе и расположенными по адресам: г. Хабаровск-43 ул. Интернациональная д. 9, г. Хабаровск-43 ул. Интернациональная д. 10, Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское-1 ДОС 48, Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское-1 ДОС 49.
Проверкой установлено, что ни собственниками жилых помещений, ни ответчиком как управляющей компанией до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета используемой воды, тепловой энергии, газа, что противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного военный прокурор просил удовлетворить заявленные исковые требования.
Решением суда от 27.07.2016 постановленовозложить на общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения в жилых многоквартирных домах, а также организовать ввод данных приборов в эксплуатацию по адресам: г. Хабаровск-43 ул. Интернациональная д. 9, г. Хабаровск-43 ул. Интернациональная д. 10, Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское-1 ДОС 48, Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское-1 ДОС 49;
суд взыскал с ООО "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" в размере 6 000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Полагает, что обязанность по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета на управляющую компанию законом не возлагается, полномочия собственника спорного имущества принадлежат Министерству обороны РФ. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственниками помещений в МКД принято решение о включении расходов на приобретение и установку общедомового (коллективного) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Работы по установке коллективных приборов учета относятся к капитальному ремонту, который возможен только на основании решения общего собрания собственников МКД; приборы учета являются общедомовым имуществом, в связи с чем, их монтаж возможен только с согласия собственников. Кроме того, срок исполнения данного решения не может быть установлен, поскольку решение спорного вопроса должно производиться не непосредственно ответчиком, а сообща с ресурсоснабжающими организациями на основании договоров, которые еще не заключены между собственниками МКД и ресурсоснабжающими организациями; решение подлежит исполнению по общим правилам вступления его в законную силу в порядке исполнительного производства.
Письменные возражения на жалобу не поступили.
В апелляционной инстанции прокурор с доводами и требованиями жалобы не согласилась. Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении жалобы извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о том, что основания для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе ответчика, отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Хабаровск-43 ул. Интернациональная д. 9, г. Хабаровск-43 ул. Интернациональная д. 10, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Князе-Волконское-1 ДОС 48, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Князе-Волконское-1 ДОС 49 входят в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в них отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, холодного водоснабжения, газоснабжения.
На основании договора управления от 27.07.2015 N 2-УЖФ-ОЗ, заключенного между Миноброны РФ и ООО "Главное управление жилищным фондом", на последнего возложена обязанность по осуществлению услуг в вышеуказанных МКД по содержанию жилого фонда.
При постановке решения суд руководствовался Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Жилищным кодексом РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и исходил из того, что поскольку собственники названных многоквартирных домов в срок до 01 июля 2012 года не выполнили обязанности по оснащению дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, то эта обязанность возлагается на ответчика как на управляющую компанию.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда, поскольку он не противоречит закону и обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, оплачиваются ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
При этом как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлению коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту б, подпункту "ж", пункта 10, пункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Поскольку материалы дела не содержат доказательства того, что ООО "ГУЖФ" выполнило обязательства по установке общедомовых (коллективных) приборов учета, то суд правомерно возложил на него эту обязанность.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установка приборов учета возможна только после принятия собственниками помещений в МКД соответствующего решения и урегулирования вопросов об оплате данной услуги, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные. Данным обстоятельствам суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, указав, что нормами действующего законодательства не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, при этом бремя оплаты расходов на установку общедомового прибора учета несут собственники помещений в порядке, установленном законом.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.
Согласно подп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета воды в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В силу изложенного, а также исходя из условий договора управления, ответчик как управляющая компания, осуществляющая управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В связи с чем, несмотря на отсутствие решений собственников, управляющая компания должна была принять меры по установке общедомовых приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию.
Однако возложенная законом обязанность ответчиком не исполнена.
В связи с этим не состоятелен и довод жалобы о том, что собственник жилого фонда - Минобороны РФ обязан организовать установку приборов.
Вместе с тем, с момента истечения установленного законом срока установки общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов прошло более 4 лет, на момент обращения прокурора в суд ответчик обязан был как лицо, заинтересованное в добросовестном исполнении требований закона, предпринять действия, направленные на установку приборов учета.
Ссылка на то, что суд неправомерно установилсрок исполнения решения суда, несостоятельна по вышеуказанным основаниям. Кроме того, судом принято решение по заявленным истцом требованиям, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ. При наличии оснований, в случае недостаточности установленного срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку они не ставят под сомнение обоснованность выводов суда и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного постановления. При разрешении заявленных требований суд правомерно исходил из фактических обстоятельств дела и постановилзаконное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 27 июля 2016 года по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Хабаровский" о возложении обязанности организовать установку общедомовых приборов учета тепловой энергии горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения в жилых многоквартирных домах, организации ввода в эксплуатацию указанных приборов оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи И.В. Сенотрусова
Г.И. Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.