Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Моргунова Ю.В.,
судей: Тарасовой А.А., Дорожко С.И.,
при секретаре: Чирковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" о возложении обязанности организовать установку и ввод в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения в жилых многоквартирных домах,
с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 30.08.2016 г.,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с отдельными исками (гражданские дела N и N) к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее ООО "ГУЖФ") и просил обязать ответчика в срок до 30.07.2016 г. организовать установку и ввод в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения в жилых многоквартирных домах N 1 (инв. N 67) и N 2 (инв. N 77) по ул. Карбышева в п. Тейсин Амурского района Хабаровского края.
В обоснование исков указано, что собственником жилых домов N 1 и N 2 по ул. Карбышева в п. Тейсин Амурского района Хабаровского края является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ "ДТУИО". С 03.08.2015 г. обязательства по управлению указанными жилыми домами приняло на себя ООО "ГУЖФ" на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, заключенного 27.07.2015 г. между Министерством обороны РФ и ООО "ГУЖФ". При неисполнении собственниками жилых помещений обязательств по установке до 01.07.2012 г. общедомовых приборов учета энергоресурсов, управляющая организация обязана организовать установку общедомовых приборов учета энергоресурсов. В ходе проведения проверки исполнения должностными лицами ООО "ГУЖФ" требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре установлено, что ни собственниками жилых помещений, ни управляющей компанией - ООО "ГУЖФ" до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета используемой воды, тепловой энергии, газоснабжения в жилых домах N 1 и N 2 по ул. Карбышева в п. Тейсин. Указанные бездействия управляющей организации противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, которые ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, в связи с чем, являются потребителями, размер платы которых за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия коллективных приборов учета потребляемой воды, тепла и газоснабжения.
Определением суда от 30.08.2016 г. гражданские дела N и N соединены в одно производство с присвоением одного номера N.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 30.08.2016 года исковые требования удовлетворены. На ООО "ГУЖФ" возложена обязанность в срок до 01.04.2017 г. организовать установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения и ввод указанных приборов в эксплуатацию в многоквартирных домах N 1(инв. N 67) и N 2 (инв. N 77) по ул. Карбышева п. Тейсин Амурского района Хабаровского края.
В апелляционной жалобе ООО "ГУЖФ" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на то, что на основании договора N от 27.07.2015 г. ответчик управляет спорным домом, но не является его собственником, полномочия собственника указанного имущества осуществляет Министерство обороны РФ. Согласно Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов относится к работам по капитальному ремонту многоквартирного дома, который возможен на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого большинством голосов. Исходя из того, что общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, их монтаж и демонтаж возможны только по согласованию с собственниками. Доказательства принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения - отсутствуют. Позиция суда о сроках исполнения решения суда не основана на процессуальных нормах, поскольку решение вопроса об установке общедомовых приборов учета должно производиться сообща с ресурсоснабжающими организациями, на основании договоров, которые еще не заключены. Кроме того, третьих лиц, в том числе ресурсоснабжающих организаций, истец к участию в деле не заявлял, в связи с чем, конкретный срок исполнения судебного решения не может быть установлен.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, N от 27.07.2015 г. (л.д. 8-15), Министерство обороны РФ (заказчик), выполняющее правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, передает ООО "ГУЖФ" (управляющая организация) в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение N 1 к договору), а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (п. 2.2. Договора).
В состав переданного в управление ответчика жилищного фонда включены многоквартирные жилые дома N 1 (инв. N 67) и N 2 (инв. N 77) по ул. Карбышева в п. Тейсин Амурского района Хабаровского края.
Из материалов проверки военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре исполнения ООО "ГУЖФ" требований жилищно-коммунального законодательства следует, что в указанных прокурором многоквартирных домах N 1 (инв. N 67) и N 2 (инв. N 77) по ул. Карбышева в п. Тейсин отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, что не оспаривалось ответчиком и подтверждается актами осмотра инженерных сетей на предмет наличия общедомовых приборов учета от 27.05.2016 г. и 30.05.2016 г., соответственно, составленными техником ООО "ГУЖФ" (т. 1 л.д. 7, т. 2 л.д.7).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 4, 15, 18 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 161, 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 45, ст. 203 ГПК РФ, ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, исходил из того, что в ходе прокурорской проверки выявлено не принятие управляющей организацией ООО "ГУЖФ" до настоящего времени мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета используемой воды, тепловой энергии, газоснабжения в заявленных в иске многоквартирных домах и, приняв во внимание, что устранение выявленных нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, исходя из принципа разумности и, учитывая, что решение суда должно быть исполнимым, суд установилсрок исполнения решения - до 01.04.2017 г.
Судебная коллегия соглашается с принятым решением и с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку суд первой инстанции дал правильную оценку представленным сторонами доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и правильно установилюридически значимые обстоятельства по делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что собственники помещений в многоквартирных домах не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению установки приборов учета, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст.162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом, в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Как следует из ч.ч. 3 - 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - тсобственники зданий, сооружений, жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно пп. "с" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.
Согласно подп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирных домов, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В силу изложенного, а также исходя из условий договора управления, ответчик как управляющая компания, осуществляющая управление спорными многоквартирными домами, является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирных домов и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В связи с чем, несмотря на отсутствие решений собственников, управляющая компания должна была принять меры по установке общедомовых приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию. Однако возложенная законом обязанность ответчиком не исполнена.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном установлении судом срока исполнения решения основаны на неправильном толковании норм процессуального права, поскольку судом принято решение по заявленным истцом требованиям, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ. При наличии оснований, в случае недостаточности установленного срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о не заявлении истцом в качестве третьих лиц к участию в деле ресурсноснабжающих организаций является несостоятельным, поскольку суд не возлагал какую-либо обязанность на конкретные ресурсноснабжающие организации, состав которых может изменяться. Правоотношения с соответствующими ресурсноснабжающими организациями должны возникнуть по инициативе ответчика в процессе исполнения решения суда.
В целом доводы жалобы не опровергают выводов суда и по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Решение суда мотивировано и постановленос соблюдением требований процессуального и материального права, в соответствии с ч. 6 ст. 330 ГПК РФ не может быть отменено по одним только формальным соображениям, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 30.08.2016 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: Ю.В. Моргунов
Судьи: А.А. Тарасова
С.И. Дорожко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.