Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.,
при секретаре: Евсеенко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 декабря 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Лучкиной Л. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности,
по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Хабаровскому краю и апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 04 октября 2016 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя Управления Росреестра по Хабаровскому краю Пак B.C., представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю Сазоновой Н.П.,
УСТАНОВИЛА:
Лучкина Л.А. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что решением Центрального районного суда города Хабаровска от 10.09.2014 по гражданскому делу N удовлетворены ее исковые требования о признании права собственности на жилое помещение - комнату "адрес". Решение вступило в законную силу 21.10.2014.
Реализовать свое право она не имеет возможности, так как в регистрации права собственности ей отказано, ввиду того, что указанная комната совпадает с местоположением помещения 506, 507, 508, 509, состоящим на регистрационном учете. То есть, ранее было признано право собственности на комнаты "данные изъяты", однако данное право было зарегистрировано не на отдельные комнаты, а на комнаты, входящие в состав помещения "данные изъяты" дома N по "адрес". При этом, был изготовлен технический план комнаты "данные изъяты", который также был предоставлен для постановки на учет в кадастровую палату, однако в постановке на учет жилого помещения также было отказано.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 12.11.2015 установлен факт вхождения комнаты "данные изъяты" в состав помещения "данные изъяты" дома "адрес".
Повторно обратившись в Управление Росреестра за регистрацией права собственности на комнату, регистратор пояснила, что вновь будет приостановка регистрации права и в регистрации права собственности будет отказано.
В начале июня 2016 года она получила письмо с Росреестра, в котором содержался отказ в осуществлении кадастрового учета, датированный 11.05.2016.
Таким образом, имея на руках решение суда о признании права собственности, она лишена этого права в связи с отказом ответчика в государственной регистрации.
Просила признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности; обязать осуществить постановку на кадастровый учет комнаты "адрес", государственную регистрацию права собственности на комнату "данные изъяты".
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 15 августа 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 04 октября 2016 года административное исковое заявление Лучкиной Л.А. удовлетворено.
Суд постановил:"Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 20.03.2015 N об отказе в осуществлении кадастрового учета на объект недвижимости: кадастровый номер "данные изъяты", расположенного по "адрес".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю произвести постановку на кадастровый учет комнаты "данные изъяты", государственную права собственности на объект недвижимого имущества комнаты "адрес"".
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю Рязанская Е.О. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что решением суда признан незаконным отказ в кадастровом учете комнаты, на Управление возложена обязанность по осуществлению кадастрового учета комнаты. Вместе с тем, полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять государственные бюджетные учреждения - ФГБУ "ФКП Росреестра", которые являются подведомственной организацией Росреестра и считаются органами кадастрового учета.
Управление не осуществляет кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, соответственно решение об отказе в кадастровом учете комнаты от 20.03.2015 N не принимало, в связи, с чем Управление права административного истца в части постановки на кадастровый учет комнаты не нарушало. Судом незаконно возложена на Управление обязанность по осуществлению кадастрового учета комнаты.
Решением суда на Управление возложена обязанность зарегистрировать право собственности на указанную комнату. Вместе с тем, при рассмотрении административного дела суд не исследовал и не дал правовую оценку решению Управления об отказе в государственной регистрации права собственности Лучкиной Л.А. на комнату.
В Управление 07.04.2015 обратилась представитель Лучкиной Л.А. Глушакова Е.С. с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - комнату N, расположенную по "адрес". В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации права собственности, у государственного регистратора возникли сомнения в основаниях для ее проведения.
В порядке межведомственного взаимодействия государственным регистратором был направлен запрос в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Хабаровскому краю" с целью получения кадастрового паспорта на комнату. В ответ на запрос, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра по Хабаровскому краю" представлен кадастровый паспорт на жилые помещения "данные изъяты", расположенные по "адрес", от 09.04.2015 N. Кадастровый паспорт на спорную комнату не представлен, ввиду отсутствия сведений о вышеуказанной комнате в Государственном кадастре недвижимости. Учитывая полученную информацию, государственным регистратором в адрес Истца направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 16.04.2016 N.
Государственная регистрация прав, в том числе права собственности, возникшего на основании решения Центрального районного суда города Хабаровска от 10.09.2014, может осуществляться только с индивидуально определенным объектом, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением государственного учетного номера или с ранее учтенным объектом недвижимости. Отсутствие сведений о кадастровом учете спорной комнаты не позволяют внести сведения о данном объекте в ЕГРП и является основанием для приостановления отказа государственной регистрации прав за Лучкиной Л.А. В течение срока приостановления (один месяц) причины, препятствующие государственной регистрации прав, устранены не были, в связи с чем государственный регистратор отказал заявителю в государственной регистрации прав 21.05.2015 и направил сообщение об отказе в государственной регистрации заявителю и его представителю.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю Сазанова Н.П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом первой инстанции не учтены положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", определяющего требования при постановке на кадастровый учет объектов недвижимости.
Исходя из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета принимает решения, предусмотренные статьями 23, 26 или 27 Закона о кадастре, в результате проверки поступивших документов (осуществляется только документарная проверка). В этой связи представленные документы должны содержать фиксацию фактов или описание (информацию действий, подлежащих совершению для достижения определенных целей).
Из технического плана, представленного административным истцом, следует, что заявленным для кадастрового учета объектом является жилое помещение - комната, расположенная в здании общежития с кадастровым номером "данные изъяты". Согласно представленным сведениям КГУП "Хабкрайинвентаризация" 01.09.2016, помещение с кадастровым номером "данные изъяты" также является комнатой. Из представленных заявителем в орган кадастрового учета документов и сведений государственного кадастра недвижимости усматривается, что местоположение помещения (комнаты) N частично совпадает с местоположением помещения (комнаты) с кадастровым номером "данные изъяты", что не допускается в силу прямого указания закона. Постановка на кадастровый учет помещения, имеющего вид "комната", в составе иной комнаты не предусмотрена положениями закона.
В свою очередь, Законом о кадастре предусмотрена постановка на кадастровый учет объектов недвижимости, образуемых из объекта учета путем раздела, выдела доли в натуре или иного соответствующего законодательству действия с преобразуемым объектом недвижимости (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре). Между тем, на основании пункта 22, подпункта 5 пункта 25 Требований к подготовке технического плана информация о преобразовании помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в составе технического плана не отражена, кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната "адрес", также отсутствует.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения органа кадастрового учета.
Письменных возражений на апелляционные жалобы в материалы дела не поступило.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Хабаровска от 10.09.2014 за Лучкиной Л. А. признано право собственности на жилое помещение - комнату "адрес"; право собственности на указанное жилое помещение за обществом с ограниченной ответственностью "ВМК Инвест" прекращено.
05.12.2014 Лучкина Л.А. обратилась в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением о постановке на кадастровый учет указанного жилого помещения, приложив к заявлению технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 10.11.2014.Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю от 19.12.2014 N осуществление кадастрового учета приостановлено, поскольку при проверке документов, поступивших с заявлением о постановке на государственный учет объекта (помещения), расположенного по "адрес", комната "данные изъяты", расположенная в общежитии, выявлено, что местоположение помещения, о государственном учете которого подано заявление, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном реестре, совпадает с местоположением с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по "адрес", пом. N.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю от 10.03.2015 N в осуществлении кадастрового учета отказано, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, в отношении которого подано заявление и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
07.04.2015 представитель Лучкиной Л.А. - Глушакова Е.С. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - комнату N, расположенную по "адрес", с приложением к заявлению чека об оплате госпошлины от 06.04.2015, доверенности от 27.02.2014, решения Центрального районного суда города Хабаровска от 10.09.2014 по делу N.
В порядке межведомственного взаимодействия государственным регистратором направлен запрос в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю с целью получения кадастрового паспорта на комнату.
В ответ на запрос, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю представлен кадастровый паспорт на жилые помещения N, расположенные по "адрес" от 09.04.2015 N. Кадастровый паспорт на спорную комнату не представлен, ввиду отсутствия сведений о вышеуказанной комнате в Государственном кадастре недвижимости.
Решением Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 16.04.2016 государственная регистрация спорного объекта недвижимости приостановлена, о чем заявителю направлено уведомление.
Решением Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 21.05.2015 N в государственной регистрации прав Лучкиной Л.А. отказано, поскольку в течение срока приостановления (один месяц) причины, препятствующие государственной регистрации прав, устранены не были.
Сообщение об отказе направлено в адрес заявителя 26.05.2015, получено заявителем (представителем заявителя) 02.06.2015 (11.05.2015).
Удовлетворяя требования Лучкиной Л.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и отказе в государственной регистрации права собственности не соответствуют положениям действующего законодательства; выявленные обстоятельства, на которые ссылаются государственные органы, отказывая в осуществлении государственных услуг, не должны вызывать нарушение прав Лучкиной Л.А. на осуществление постановки недвижимого имущества на кадастровый учет, государственной регистрации права собственности, а также права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, что является основанием для отмены судебного акта.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12. 13, 14 пункта 1 статьи 20 названного Закона.
Согласно пункту 1.2 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Материалами дела подтверждено, что сведения в государственном кадастре недвижимости на объект недвижимого имущества в виде комнаты в общежитии N в "адрес" отсутствуют, в связи с чем Управление Росреестра по Хабаровскому краю лишено возможности зарегистрировать право собственности административного истца без присвоения кадастрового номера, а потому оснований для признания незаконным решения Управления Росреестра по Хабаровскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности от 21.05.2015, не имеется.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен частью 1 статьи 22 Закона о кадастре, согласно пункту 3 которой при постановке на учет здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, учете его части или учете его изменений (кроме изменений, касающихся назначения здания или назначения помещения) с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен технический план соответствующего объекта недвижимости.
Исходя из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета принимает решения, предусмотренные статьями 23, 26 или 27 Закона о кадастре, в результате проверки поступивших документов.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней) (пункт 3 части 2 статьи 26 Закона о кадастре).
В случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (пункт 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре).
Из материалов дела усматривается, что заявленным Лучкиной Л.А. для кадастрового учета объектом является жилое помещение - комната N, расположенная в здании общежития по "адрес"; местоположение помещения (комнаты) N частично совпадает с местоположением помещения (комнаты) "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по "адрес".
Поскольку в государственном кадастре недвижимости уже имелись сведения об объекте учета - комнате N, расположенной по "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", уникальные характеристики которой совпадают с уникальными характеристиками объекта, который административный истец просит поставить на кадастровый учет, у органа кадастрового учета отсутствовала возможность постановки его на кадастровый учет.
С учетом изложенного у филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю в данном случае имелось основание для отказа в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца нельзя признать правильным.
Право собственности Лучкиной Л.А. на объект недвижимости: комната N в "адрес" - не оспаривается, признано судом. Вместе с тем, учитывая, что при признании права собственности на объект недвижимости, судом вопрос о том состоит данный объект на кадастровом учете или нет - не выяснялся, технический план как на индивидуальный объект недвижимости (не в составе иного помещения) не истребовался и не предоставлялся, для регистрации права собственности, несмотря на решение суда, необходимо совершить действия, связанные с
постановкой на кадастровый учет данного объекта недвижимости с присвоением ему кадастрового номера.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 04 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Лучкиной Л. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности - отменить, апелляционные жалобы Управления Росреестра по Хабаровскому краю и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Хабаровскому краю - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Лучкиной Л. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.Ю. Позднякова
Е.П. Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.