Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.
при секретаре: Евсеенко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 декабря 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Сардак Е. А. к призывной комиссии отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому и Вяземскому районам, отделу военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому и Вяземскому районам, военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконным решения призывной комиссии от 03 июня 2016 года о признании не проходившим военную службу по призыву не имея на то законных оснований,
по апелляционной жалобе административного истца Сардак Е.А. на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 04 октября 2016 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения административного истца Сардак Е.А., представителя военного комиссариата Хабаровского края Кузнецовой Ю.Д.,
УСТАНОВИЛА:
Сардак Е.А. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что заключением призывной комиссии отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому, Вяземскому районам (протокол N от 03.06.2016) он признан не проходившим военную службу по призыву на незаконном основании, в связи с чем 07.06.2016 ему выдана справка взамен военного билета.
Полагает, что указанное решение является незаконным, необоснованным и нарушает его права на трудоустройство в государственные органы.
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии основаниями для вынесения оспариваемого заключения явилось то, что он, получив повестку для прохождения медицинской комиссии 05.10.2012, по ней не явился, а так же тот факт, что с 2012 года комиссариат не смог вручить повестки и в отношении него был объявлен розыск.
В то же время он никаких повесток не получал, от вызовов не уклонялся и в розыске не находился. Причиной того, что он не был призван на военную службу, является бездействие призывной комиссии, выраженное в невыполнении ее должностными лицами обязанностей предусмотренных законом. Необоснованность заключения комиссии заключается в том, что в отношении него не велось никакого розыска, поскольку он постоянно проживал на территории Бикинского района, неоднократно обращался в органы государственной власти по вопросам регистрации, замены паспорта, был трудоустроен.
Просил признать незаконным заключение призывной комиссии отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому и Вяземскому районам от 03 июня 2016 года о признании не проходившим военную службу по призыву на незаконном основании.
Определением Бикинского городского суда Хабаровского края от 09 августа 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Военный комиссариат Хабаровского края, Отдел военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому, Вяземскому районам Хабаровского края.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 04 октября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Сардак Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе Сардак Е.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014 года, и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Юридическое значение в данном случае имеет факт не прохождения военной службы без законных оснований после 01 января 2014 года.
Сардак Е.А. был поставлен на первоначальный воинский учет в Военный комиссариат по Бакинскому и Вяземскому району в 2006 году, не проходил военную службу по призыву до достижения возраста 27 лет, категория годности к военной службе у него определена не была.
Его поведение в отношении призыва на военную службу до 01 января 2014 года не имеет юридического значения для применения положений пункта 1.1. статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", поскольку на указанный период действие приведенной нормы закона во взаимосвязи с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2014 N 465, не распространяется.
Поскольку факт не прохождения административным истцом без законных оснований военной службы в юридически значимый период - с 01 января 2014 года, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения административного иска, в отношении Сардак Е.А. призывной комиссией не могло быть принято решение о зачислении в запас на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель военного комиссариата Хабаровского края Кузнецов Ю.Д. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что, исходя из анализа положений части 1.1 статьи 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункта 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663: при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы после 1 января 2014 года.
Для применения положений части 1.1 статьи 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установление факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований освобождения либо отсрочки от прохождения военной службы по призыву.
Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Сардак Е.А. после 1 января 2014 года не принималось, призывная комиссия при зачислении Сардак Е.А. в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
В силу положений частей 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии со статьями 22, 25, 26, 28 которого призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Как следует из материалов дела, Сардак Е. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, поставлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Хабаровского края города Бикин и Бикинского района 16.01.2006, подлежал призыву на военную службу до достижения им 27 лет, ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2010, выдано удостоверение гражданина, подлежавшего призыву на военную службу.
Сардак Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, не проходил военную службу по призыву до достижения возраста 27 лет. При этом 03.06.2016 он прошел медицинское освидетельствование в призывной комиссии отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому и Вяземскому районам, по итогам которого вынесено заключение о категории годности к военной службе "данные изъяты" - годен к военной службе.
Решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому и Вяземскому районам от 03.06.2016, оформленным протоколом N Сардак Е.А. зачислен в запас по основаниям ч 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", по достижении возраста 27 лет, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе": запас Вооруженных сил Российской Федерации создается также из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663: при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Исходя из указанных правовых норм, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу является факт того, являлся ли административный истец лицом, не проходившим службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года. При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Материалами дела установлено, что Сардак Е. А. исполнилось 27 лет "данные изъяты".
Оспариваемое заключение призывной комиссии отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому и Вяземскому районам вынесено 03 июня 2016 года, то есть по достижению Сардак Е.А. 27 лет.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что сотрудниками военного комиссариата Хабаровского края города Бикин и Бикинского района многократно предпринимались попытки вручения повесток по месту регистрации Сардак Е.А., по месту учебы в образовательном учреждении, для явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, однако ни одна из них вручена не была. Военным комиссариатом неоднократно в органы полиции направлялись обращения об установления местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки. Данные обращения результатов не дали.
В нарушение требований закона Сардак Е.А. не сообщил в уполномоченные органы сведения об отчислении из образовательных учреждений, о переменах места жительства.
Принимая во внимание указанное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому и Вяземскому районам от 03 июня 2016 года в части заключения о признании Сардак Е.А. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Решение суда основано на требованиях действующего законодательства О воинской обязанности и военной службе и соответствует фактическим установленным по делу обстоятельствам.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 04 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Сардак Е. А. к призывной комиссии отдела военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому и Вяземскому районам, отделу военного комиссариата Хабаровского края по городу Бикин, Бикинскому и Вяземскому районам, военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконным решения призывной комиссии от 03 июня 2016 года о признании не проходившим военную службу по призыву не имея на то законных оснований - оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Сардак Е.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.Ю. Позднякова
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.