Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 25 ноября 2016 г. по делу N 33а-384/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Яицкого Р.А.,
судей: Демченко Р.А.,
Белкина И.В.,
при секретаре Липатовой Е.А., с участием прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Коробейникова В.Л., представителя административного истца Акульшиной Т.Н - Захарова А.П., представителя административных ответчиков - командиров войсковых частей N и N - Аброскина М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца Акульшиной Т.Н. и административного ответчика - командира войсковой части N на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2016 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшей военнослужащей Акульшиной Т.Н. об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, объяснения представителя административного истца - Захарова А.П. и представителя административных ответчиков - Аброскина М.А., поддержавших доводы соответствующих апелляционных жалоб, а также заключение прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа Коробейникова В.Л., полагавшего необходимым апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения, окружной военный суд
установил:
в соответствии с приказами командира войсковой части N от 20 июня 2016 года и командира войсковой части N от 16 августа 2016 года Акульшина уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и исключена из списков личного состава воинской части с 8 августа 2016 года, соответственно.
Акульшина, полагая, что неправомерно уволена с военной службы без обеспечения жильем, обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными приказы командиров войсковых частей N и N от 20 июня 2016 года и от 16 августа 2016 года в части увольнения ее с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части и обязать названных должностных лиц их отменить, а также взыскать с войсковой части N понесенные ей расходы по уплате государственной пошлины в размере N рублей.
Решением Ульяновского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2016 года административное исковое заявление Акульшиной удовлетворено частично.
Суд признал незаконным приказ командира войсковой части N от 16 августа 2016 года в части исключения Акульшиной из списков личного состава воинской части с 8 августа 2016 года и обязал названное должностное лицо внести изменения в данный приказ, исключив Акульшину из списков личного состава части с 17 августа 2016 года, а также обеспечить ее всеми видами денежного довольствия за период с 9 по 17 августа 2016 года.
Также с войсковой части N в пользу Акульшиной взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере N рублей.
В удовлетворении остальных требований суд отказал.
Не согласившись с таким решением суда, Акульшина подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы Акульшина, приводя собственный анализ ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", ссылаясь при этом на установленные по делу обстоятельства, указывает, что в ходе проведения бесед с командиром воинской части она неоднократно сообщала о необходимости предоставления ей жилого помещения для постоянного проживания. Командованием ей разъяснялось о том, что рапорт о постановке на учет нуждающихся в получении жилья должен быть представлен после издания приказа об увольнении с военной службы. Согласия на увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава без обеспечения жильем она не давала, а поэтому действия должностных лиц нарушают ее конституционное право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания.
Командир войсковой части N в апелляционной жалобе просит решение суда в части признания незаконным его приказа от 16 августа 2016 года об исключении Акульшиной из списков личного состава с 8 августа 2016 года и возложении обязанности изменить дату исключения Акульшиной из названных списков с 8 на 17 августа 2016 года, обеспечив ее всеми видами положенного довольствия за период с 9 по 17 августа 2016 года, отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование жалобы административный ответчик, ссылаясь на п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, указывает, что Акульшина приказом командира войсковой части N от 20 июня 2016 года была уволена с военной службы и приказом командира войсковой части N от 5 августа 2016 года первоначально исключена из списков личного состава воинской части с 5 августа 2016 года, будучи при этом обеспеченной всеми видами довольствия. Однако в связи с необходимостью предоставления Акульшиной основного отпуска за 2016 год пропорционально прослуженному времени в количестве 3 суток с 5 по 7 августа 2016 года командиром части был издан приказ от 16 августа 2016 года об исключении Акульшиной из списков личного состава воинской части с 8 августа 2016 года. В связи с этим автор жалобы полагает, что административный истец на день исключения из списков личного состава части была обеспечена всеми видами положенного довольствия.
Представителем командиров войсковых частей N и N Аброскиным поданы письменные возражения на апелляционную жалобу административного истца, в которых он выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы и просит решение суда в части признания законным увольнения Акульшиной без обеспечения жилым помещение оставить без изменения.
Старшим помощником военного прокурора Ульяновского гарнизона майором юстиции Кирилловым А.Н. поданы письменные возражения на апелляционные жалобы административного истца - Акульшиной и административного ответчика - командира войсковой части N, в которых он выражает несогласие с доводами апелляционных жалоб и просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, заслушав объяснения прибывших в суд лиц и заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения, окружной военный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены постановленного по делу решения.
Вопреки утверждению, содержащемуся в жалобах, решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2016 года является законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Согласно подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе является основанием для его увольнения с военной службы.
В силу подп. "е" п. 11 ст. 38 названного Закона военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, который устанавливается в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Абзацем 2 ст. 23 названного Закона установлено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Таким образом, законодатель фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена исключительно для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом первой инстанции в декабре 2013 года Акульшиной по месту прохождения военной службы на состав семьи 2 человека (она и дочь) было предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира, общей площадью 44,1 кв.м, по адресу: "адрес", в которой они проживают в настоящее время.
Приказом командира войсковой части N от 20 июня 2016 года Акульшина уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), а приказом командира войсковой части N от 16 августа 2016 года исключена из списков личного состава воинской части с 8 августа 2016 года.
При этом, как на день увольнения с военной службы, так и на день исключения из списков личного состава воинской части Акульшина нуждающейся в жилых помещениях в установленном порядке не признавалась и на соответствующем учете не состояла. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях она обратилась лишь 28 июля 2016 года, то есть после увольнения с военной службы, при этом принятие решения по ее заявлению жилищной комиссией воинской части было отложено в связи с неполнотой представленных документов.
С учетом таких обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у воинских должностных лиц препятствий для увольнения с военной службы Акульшиной, не состоящей на учете нуждающихся в жилых помещениях и обеспеченной служебным жилым помещением по установленным нормам, требований о выселении из которого не предъявляется, не имелось.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, Акульшина при должной степени заинтересованности имела возможность до предстоящего увольнения с военной службы, о чем она была заблаговременно уведомлена, подать рапорт о признании ее нуждающейся в жилом помещении и о своем несогласии с увольнением без обеспечения жильем, чего сделано не было. Ошибочное толкование самой Акульшиной, а также отдельными должностными лицами воинской части закона в части сроков подачи рапортов о признании нуждающимся в жилом помещении на законность увольнения административного истца с военной службы при установленных по делу обстоятельствах не влияет.
Не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вместе с тем, установив в ходе судебного разбирательства то, что Акульшина была обеспечена денежным довольствием только 17 августа 2016 года при условии ее исключения из списков личного состава воинской части с 8 августа 2016 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконными действий командира воинской части, связанных с исключением военнослужащего из этих списков без обеспечения денежным довольствием, а также соответствующего приказа об этом, возложив на воинское должностное лицо обязанность изменить дату исключения Акульшиной из списков личного состава воинской части на 17 августа 2016 года. При этом суд обоснованно руководствовался п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе административного ответчика, по состоянию на 5 августа 2016 года Акульшина также не была обеспечена положенными видами довольствия, в том числе ей не был предоставлен основной отпуск пропорционально прослуженному времени и соответственно не была произведена его оплата.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционных жалоб окружной военный суд из материалов дела не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей Акульшиной Т.Н. об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением, оставить без изменения, а апелляционные жалобы Акульшиной Т.Н. и командира войсковой части N - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.