Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 02 декабря 2016 г. по делу N 33а-391/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Вагапова Р.К.,
Белкина И.В.,
при секретаре Масловой О.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца Чайникова П.Н. и его представителя Яковлева Д.П. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Чайникова П.Н. об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии названного учебного учреждения, связанных с признанием его нуждающимся в жилом помещении и установлением нормы общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, окружной военный суд
установил:
решением жилищной комиссии СВКИ ВВ МВД России от 25 мая 2016 года N Чайников и члены его семьи признаны нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания. При этом в решении указано, что в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при установлении нормы жилого помещения, необходимой для расчета жилищной субсидии для приобретении или строительства жилого помещения, следует учитывать 12 кв.м, принадлежащих его супруге Ч. Е.С. на праве собственности, так как она ранее была обеспечена жильем от Министерства обороны Российской Федерации как член семьи военнослужащего.
Полагая свои права нарушенными, Чайников обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии СВКИ ВВ МВД России, оформленное протоколом от 25 мая 2016 года N, в части вычета при установлении общей площади жилого помещения, необходимой для расчета жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, 12 кв.м, ранее принадлежащих Ч. Е.С. на праве собственности, а также действия начальника СВКИ ВВ МВД России, связные с утверждением данного решения;
- обязать начальника и жилищную комиссию СВКИ ВВ МВД России отменить данное решение в указанной части и рассмотреть вопрос о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания без вычета при установлении общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения 12 кв.м.
Саратовский гарнизонный военный суд решением от 23 сентября 2016 года в удовлетворении административного иска отказал.
Не согласившись с таким решением, административный истец и его представитель Яковлев Д.П. подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Административный истец Чайников в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, анализируя ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 5, 51 и 53 ЖК Российской Федерации, ч. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", приходит к выводу о том, что участие его супруги Ч. Е.С. в несовершеннолетнем возрасте в получении 1/4 доли жилого помещения, ранее приобретенного ее отцом за счет средств федерального бюджета путем предоставления безвозмездной субсидии, не лишает ее права на повторное получение жилого помещения с использованием названной субсидии в качестве члена семьи военнослужащего.
Представитель административного истца Яковлев в апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции, сославшись на Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, исказил положения, содержащиеся в Федеральном законе Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
Далее, проводя собственный анализ п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года N 351, приходит к выводу о том, что законодательство Российской Федерации не содержит указаний на однократность обеспечения жилыми помещениями членов семьи военнослужащего за счет средств федерального бюджета.
В заключение жалобы представитель административного истца, ссылаясь на п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе статусе военнослужащих", анализируя ст. 19 ЖК Российской Федерации, указывает, что нормы права, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации и регламентирующие порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не содержат оснований исключающих применение положений, содержащихся в ст. 53 и п. 8 ст. 57 ЖК Российской Федерации. При этом применение указанных правовых норм не ограничено принадлежностью жилого помещения к тому или иному жилому фонду.
Представителем начальника СВКИ ВВ МВД России по доверенности Жабко А.В. на апелляционные жалобы административного истца и его представителя поданы возражения, в которых он, выражая несогласие с доводами жалоб, просит решения суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, поданных на них возражений, проверив законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановленного по делу решения.
Вопреки утверждению в жалобе, решение Саратовского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2016 года является законным и обоснованным, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений подлежит реализации исключительно в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, п. 14 ст. 15 Закона определены специальные условия для однократной реализации обозначенного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его реализации на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Если военнослужащий не может представить указанные документы, повторное обеспечение такого лица жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК Российской Федерации) с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств (п. 27 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Приведенные требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 2486-О, от 29 января 2015 года N 116-О, от 23 апреля 2015 года N 770-О), а также такое истолкование материального закона корреспондируется с под. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Субсидия, о которой упоминается в п. 16 ст. 15 Закона, является одной из разновидностей такой формы реализации военнослужащими права на жилище как предоставление денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений. Следовательно, указанные выше положения в равной степени распространяются на обозначенную выплату, поскольку иное не вытекает из Закона.
Правила расчета субсидии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76.
Согласно им расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого в установленном порядке. Так, на семью из трех и более человек указанный норматив составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Согласно п. 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Кроме того, в целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, и некоторых других категорий граждан постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71 была утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", предусматривающая обеспечение в 1998-2002 года постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей.
В данной программе было предусмотрено, что граждане могут реализовать свое право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья только один раз.
Судом первой инстанции установлено, что супруга административного истца - Ч. Е.С. в 1999 году была обеспечена жилым помещением в составе семьи своего отца С. С.И. за счет средств федерального бюджета путем предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. Данная субсидия была реализована отцом Ч. Е.С. при увольнении с военной службы без привлечения собственных средств путем приобретения в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в равных долях по 1/4 доли на каждого члена семьи, в том числе на Ч. Е.С. На основании договора дарения от 26 августа 2010 года Ч. Е.С. подарила принадлежащую ей 1/4 доли указанного жилого помещения своей матери С. Н.А., о чем 7 сентября 2010 года сделана запись о регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах окружной военный суд полагает, что супруга административного истца, также проходящая в настоящее время военную службу по контракту, ранее обеспеченная жилым помещением в составе члена семьи военнослужащего путем предоставления безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета, не имеет правовых оснований на повторное обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
В связи с этим решение комиссии СВКИ ВВ МВД России от 25 мая 2016 года N, которым Чайникову и членам его семьи норма жилого помещения, необходимая для расчета жилищной субсидии, установлена за вычетом 12 кв.м, ранее принадлежавших на праве собственности его супруге, является обоснованным, о чем к правильному выводу пришел суд первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб относительно применения положений, содержащихся в ст. 53 и п. 8 ст. 57 ЖК Российской Федерации, а также ссылка на несовершеннолетний возраст супруги административного истца при обеспечении ее жильем, в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку иное приведет к необоснованному сверхнормативному предоставлению административному истцу и членам его семьи жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Таким образом, оснований для отмены решения гарнизонного военного суда не имеется, а приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого судом решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Саратовского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Чайникова П.Н. об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии названного учебного учреждения, связанных с признанием его нуждающимся в жилом помещении и установлением нормы общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии оставить без изменения, а апелляционные жалобы административного истца Чайникова П.Н. и его представителя Яковлева Д.П. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.