Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Соколовой Н.М., Вороновой М.Н.,
при секретаре Ивановой О.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе Степаненко "данные изъяты" на решение Чеховского городского суда Московской области от 6 сентября 2016 г. по ее административному исковому заявлению о признании недействующим постановления главы Чеховского муниципального района Московской области от 4 февраля 2008 г. N 92/8-1,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя администрации Чеховского муниципального района Московской области - Кравченко Д.С., заключение прокурора Ковалева Е.А.,
установила:
постановлением главы Чеховского муниципального района Московской области от 4 февраля 2008 г. N 92/8-1 "О порядке оплаты и пользования жилыми помещениями в общежитиях, расположенных по адресу: "данные изъяты" (далее - Постановление). Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте администрации Чеховского муниципального района и МП "ЖКХ Чеховского района".
Степаненко К.Н., оспаривая в суде Постановление, фактически просит признать недействующими его подпункт 1.1 пункта 1, устанавливающий размер оплачиваемой жилой площади для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору найма в общежитиях указанных выше домов и приложения 1 и 2 к Постановлению в части, предусматривающей для оплаты жилого помещения к площади каждой из комнат добавлять общую полезную площадь дома. Мотивировала тем, что является нанимателем комнаты "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м. в общежитии дома "данные изъяты", находящегося по указанному выше адресу, на основании оспариваемых норм производит оплату коммунальных услуг, исходя из общей площади "данные изъяты" кв.м, а не из жилой площади комнаты в соответствии с частью 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что Постановление в оспариваемое части противоречит указанной норме.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 6 сентября 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта, Степаненко К.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Степаненко К.Н., МП "ЖКХ", извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились. Судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене.
Разрешая заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что оно подлежит рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспаривается ненормативный правовой акт органа местного самоуправления.
С таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленное на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9).
Постановлением главы Чеховского муниципального района Московской области от 4 февраля 2008 г. N 92/8-1 "О порядке оплаты и пользования жилыми помещениями в общежитиях, расположенных по адресу: "данные изъяты"" является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений по оплате жилого помещения на территории Чеховского муниципального района, и подлежит рассмотрению в порядке главы 21 КАС РФ, регулирующей порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
То обстоятельство, что в административном исковом заявлении указано о признании незаконным решения органа местного самоуправления, не является препятствием для рассмотрения заявленного требования в порядке главы 21 КАС РФ, поскольку определение вида судопроизводства относится к полномочию суда в зависимости от характера правоотношения, из которого вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.
Таким образом, административное дело подлежало рассмотрению с учетом правил, предусмотренных главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора, который дает заключение по этому административному делу.
Учитывая, что Степаненко К.Н. оспаривается нормативный правовой акт органа местного самоуправления, то, настоящее дело должно быть рассмотрено с обязательным участием прокурора.
Вместе с тем, судом первой инстанции прокурор к участию в деле не привлекался, о рассмотрении дела не извещался и административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассмотрено без участия прокурора.
В связи с допущенными судом нарушениями норм процессуального права, которые явились препятствием к рассмотрению в установленном законом порядке административного дела, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене и приходит к выводу о рассмотрении настоящего дела по существу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Жилищным законодательством регулируются, в том числе отношения, связанные с внесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положениями статей 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать размер платы за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе, для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе глава муниципального образования.
Согласно абзацу второму части 2 статьи 33 устава Чеховского муниципального района Московской области, принятого решением Совета депутатов Чеховского района Московской области от 22 июля 2005 г. N 92/9, глава муниципального района издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального района в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, оспариваемое постановление принято главой Чеховского муниципального района Московской области в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие.
Утверждение Степаненко К.Н. о том, что в соответствии с частью 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации она должна производить оплату коммунальных услуг, исходя из жилой площади комнаты, поскольку ее квартира находится в общежитии, ошибочно.
В силу части 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Из содержания приведенной нормы следует, что наниматель жилого помещения по договору социального найма жилого помещения приобретает право пользования не только конкретным изолированным жилым помещением в виде комнаты, но и помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения бытовых нужд, что предполагает плату за пользование не только жилым помещением в виде комнаты, но и помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения бытовых нужд. Исключение сделано только для граждан, проживающих в общежитиях, где размер платы определяется исходя из площади комнат, к которым административный истец не относится.
Степаненко К.Н. на основании решения суда от 23 июня 2008 г. приобрела право пользования жилым помещением на условиях социального найма, расположенным по адресу: "данные изъяты" комната "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., в том числе жилой площадью "данные изъяты" кв.м., зарегистрирована по месту жительства в данной квартире с 28 августа 2008 г.
Статьей 1 Закона Московской области от 19 июля 2007 г. N 119/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Чеховским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" (далее - Закон Московской области от 19 июля 2007 г. N 119/2007-ОЗ) утвержден перечень муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и муниципального имущества Чеховского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городскому поселению Чехов Чеховского муниципального района Московской области, согласно приложению 1 к данному Закону.
Согласно пунктам 11.272 и 11.282 приложения N 1 к Закону Московской области от 19 июля 2007 г. N 119/2007-ОЗ жилые помещения в общежитиях, расположенных по адресу: "данные изъяты", являются жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности.
МП "ЖКХ ЧР" является управляющей организацией дома "данные изъяты" по ул. "данные изъяты", находящегося в муниципальной собственности Чеховского муниципального района Московской области.
Таким образом, со дня вступления в силу названного Закона Московской области дома "данные изъяты" по "данные изъяты" утратили статус "общежитие" в связи с тем, что являются собственностью муниципального образования и отнесены к муниципальному жилищному фонду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правил), согласно пункту 1 которых данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 51 Правил предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении", отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, в том числе если жилые помещения заняты по договорам социального найма.
Следовательно, плату за пользование и содержание жилого помещения Степаненко К.Н. должна производить, исходя из общей площади помещения.
Согласно части 2 статьи 215 По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований по административному делу.
Учитывая, что обжалуемое решение вынесено с нарушением норм процессуального права решение суда подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чеховского городского суда Московской области от 6 сентября 2016 г. отменить, принять по административному делу новое решение. В удовлетворении административного искового заявления Степаненко "данные изъяты" о признании недействующим постановления главы Чеховского муниципального района Московской области от 4 февраля 2008 г. N 92/8-1 отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.