Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 декабря 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Королевского городского суда Московской области от 25 июля 2016 г. по административному исковому заявлению Козлитина "данные изъяты" об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Управления Росреестра по Московской области - Сорокина А.А., Козлитина К.А.,
установила:
Козлитин К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), выразившихся в отказе осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - сооружение (газопровод низкого давления для газификации жилого дома), расположенное по адресу: "данные изъяты" В обоснование своего нарушенного права указывал на то, что 15 марта 2016 г. представил для государственной регистрации права собственности на созданное сооружение все необходимые документы. Просил возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию его права собственности на сооружение.
Решением Королевского городского суда Московской области от 25 июля 2016 г. административный иск удовлетворен.
Управление Росреестра по Московской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (абзац первый пункта 1); к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 данного Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 17 названного Федерального закона установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 25 указанного выше Федерального закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что Козлитин К.А. представил в Управление Росреестра по Московской области для государственной регистрации права собственности на сооружение (газопровод низкого давления для газификации жилого дома) с кадастровым номером "данные изъяты" разрешение на размещение объекта от 18 мая 2015 г. N 19; акт выбора земельного участка под строительство трассы газопровода низкого давления для газификации по указанному выше адресу, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под строительство трассы газопровода низкого давления для газификации, постановление администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 27 февраля 2015 г. N 296 "Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью "данные изъяты" кв.м, местоположение: "данные изъяты" для строительства трассы газопровода", акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 6 октября 2015 г., договор на подрядные работы по газификации жилого дома от 10 сентября 2014 г., кадастровый паспорт сооружения от 17 ноября 2015 г. "данные изъяты", свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"
Управление Росреестра по Московской области 15 марта 2016 г. приостановило государственную регистрацию права Козлитина К.А. на недвижимое имущество, мотивируя тем, что в пункте 9 кадастрового паспорта не указан кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, и в связи с невозможностью идентифицировать на каком земельном участке проходит сооружение.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 15 апреля 2016 г. "данные изъяты" отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на сооружение в связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации.
В силу абзаца десятого пункта 1 статьи 20 названного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя
Проанализировав положения статей 4 (пункт 1), 12 (пункт 1), 16 (пункт 1), 17 (пункт 1), 18 (пункт 1), 25 (пункт 1) Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 8 июня 2007 г. N 113, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий административного ответчика, поскольку Козлитин К.А. представил в регистрирующий орган все необходимые документы и отказ в государственной регистрации права собственности на сооружение на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не соответствует требованиям статей 16, 17, 18, 19, 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы Козлитина К.А. Оформление прав на земельный участок не требовалось.
При этом суд исходил также из того, что по данным государственного кадастра недвижимости созданный спорный объект недвижимости расположен в пределах кадастрового квартала "данные изъяты" на землях муниципального образования сельское поселение Тарасовское, государственная собственность на которые не разграничена. При выдаче разрешения на размещение объекта капитального строительства уполномоченный орган проверил факт наличия у лица правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предполагается строительство объекта и администрация Пушкинского муниципального района Московской области выдала Козлитину К.А. 18 мая 2015 г. такое разрешение. Представленные в регистрирующий орган постановление от 27 февраля 2015 г. N 296 и разрешение на размещение объекта от 18 мая 2015 г. N 19 в установленном законом порядке не отменены и не признаны недействительными.
Судебная коллегия признает, что суд установилвсе имеющие значение для дела обстоятельства, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, к которому отнесены нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 6).
Исходя из смысла статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется. Между тем, в соответствии с положениями статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Собственник инженерных коммуникаций имеет право требовать ограничение прав собственника (владельца) земельного участка, на котором расположены данные инженерные коммуникации, в связи с установлением охранных зон таких объектов, а также в случаях, предусмотренных законом, для эксплуатации таких объектов установления сервитута на земельный участок в соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов газопровода земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты газопровода, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов газопровода в порядке, установленном данным Кодексом, не требуется.
Поскольку административным истцом были представлены в регистрирующий орган документы в соответствии с требованием пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд обоснованно возложил на административного ответчика обязанность провести государственную регистрацию права собственности на сооружение (газопровод низкого давления для газификации жилого дома).
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию Управления Росреестра по Московской области, выраженную его представителем в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, им дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Королевского городского суда Московской области от 25 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.