Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Чугуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе Горчакова "данные изъяты" на решение Чеховского городского суда Московской области от 26 сентября 2016 г. по его административному исковому заявлению об оспаривании решения администрации Чеховского муниципального района Московской области от 29 апреля 2016 г. об отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Горчакова В.М.,
установила:
решением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 29 апреля 2016 г. об отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым "данные изъяты", площадь "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" в связи с тем, что по данным кадастра недвижимости не установлены границы и категория земельного участка. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и сделок с ним (ЕГРП) сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют, на объект недвижимости наложен арест.
Горчаков В.М. оспорил в суде названное решение, в обоснование своего нарушенного права ссылался на то, что к заявлению в администрацию приложил правоустанавливающие документы, а именно: архивную выписку из похозяйственной книги Стремиловского сельского совета за 1952-1963 годы, заочное решение Чеховского городского суда Московской области от 16 декабря 2010 г., кадастровый паспорт земельного участка от 29 августа 2009 г., свидетельство о праве собственности на дом "данные изъяты" межевой план. Данный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 1 января 1961 г., арест с земельного участка на день рассмотрения администрацией его заявления снят, информация об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельный участок для установления вида разрешенного использования значения не имеет. Просил обязать административного ответчика установить вид разрешенного использования земельного участка.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 26 сентября 2016 г. отказано в удовлетворении административного иска.
Считая решение суда вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, Горчаков В.М. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции администрация Чеховского муниципального района Московской области, извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своего представителя не направила. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным.
Из смысла части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания недействительным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Согласно абзацу второму пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр в соответствии с зонированием территории, в том числе на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации городского поселения Чехов Чеховского муниципального района Московской области от 16 августа 2012 г. N 387/9-1 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Изменение, установление вида разрешенного использования земельного участка", согласно пунктам 2.6 и 2.6.2 которого к заявлению об установлении вида разрешенного использования земельного участка прилагается нотариально заверенные копии либо копии с предоставлением оригинала правоустанавливающих документов на земельный участок; схемы расположения земельного участка (ситуационный, адресный план), позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков; документов государственного кадастра недвижимости на указанный в обращении земельный участок (копии выписок из государственного кадастра недвижимости); правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на здание (строение) или сооружение, расположенное на данном земельном участке, при его наличии. Копии правоустанавливающих документов на земельный участок направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы отсутствуют в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к выводу, что администрация Чеховского муниципального района приняла законное решение об отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку Горчаков В.М. вместе с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка не представил правоустанавливающие документы на земельный участок, подтверждающие наличие его права на пользование или совершение иных распорядительных действий в отношении спорного земельного участка.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 30 ноября 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 марта 2016 г., Горчакову В.М. отказано в удовлетворении иска о признании права собственности на земельный участок с кадастровым "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по указанному выше адресу. При этом установлено, что после уточнения границ и площади земельного участка при доме "данные изъяты" Горчаковым В.М. на основании протокола заседания Малого Совета Стремиловского сельсовета от 20 июня 1992 г. N 4 был оформлен в собственность при доме "данные изъяты" земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. Спорный земельный участок не может являться ни наследственным имуществом, ни имуществом хозяйства Горчакова М.З., поскольку из представленных выписок из похозяйственных книг следует, что закрепленный при 1/2 доли дома "данные изъяты" земельный участок уже оформлен в собственность истцом, который реализовал свое право на получение бесплатно в собственность земельного участка при домовладении. Фактически вырванная из контекста судьбы земельного участка выписка из похозяйственной книги за 1961-1963 годы не может являться доказательством принадлежности Горчакову М.З. на дату его выбытия из хозяйства спорного земельного участка, как и последующая постановка истцом земельного участка на кадастровый учет в качестве ранее учтенного.
Судебная коллегия признает, что суд установилвсе имеющие значение для дела обстоятельства, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Причины для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чеховского городского суда Московской области от 26 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Горчакова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.