Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс АЗС-Красногорск" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансАЗС-Красногорск" обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости трех земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050501:0059, 50:11:0020401:0001 и 50:11:0020302:0004, расположенных в Красногорском районе Московской области.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права общества на уплату справедливо установленных налогов. Административный истец представил отчет "052/011/15 от 12 ноября 2015г. об оценке рыночной стоимости участка, подготовленный оценщиком ООО "Сенат-Оценка" и положительное экспертное заключение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Просит установить кадастровую стоимость участков в размере рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке на дату кадастровой оценке в следующем размере: участка с кадастровым номером 50:11:0050501:0059 - 14 289 784.00 рублей, 50:11:0020401:0001 в размере 14 152 987.00 рублей и 50:11:0020302:0004 в размере 14 310 010 рублей.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Транс АЗС Красногорск" требования, заявленные в административном исковом заявлении, поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в письменных пояснениях и в судебном заседании указал, что Министерство не оспариваем право заявителя на установление кадастровой стоимости принадлежащих участков в размере равном рыночной стоимости, и не возражает против применения установленной судебным экспертом с учетом дополнений к заключению рыночной стоимости в качестве кадастровой. Полагал, что стоимость определенная оценщиком ООО "Сенат Оценка" не отражает действительную стоимость участков и не может быть применена в качестве кадастровой стоимости.
Филиал ФГП "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Министерства экологии природопользования Московской области, в суд представителей не направили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав эксперта Мозгового И.В, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником трех земельных участков земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения многофункционального автозаправочного комплекса, площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050501:0059, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, п.о. Ильинское, автомагистраль "Балтия", 29-й км., "ТрансАЗС-Красногорск" по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 18 114 473.11 рублей; площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020401:0001, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, Пятницкое шоссе, 7 км. (справа) в районе поворота на д. Марьино по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 24 780 927.36 рублей и площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020302:0004, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, Пятницкое шоссе, 9 км. (слева) в районе поворота на АКП "Отрадное".
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N567-РМ от 26.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности Московской области проведенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости оспариваемая кадастровая стоимость участков определена по состоянию на 01 января 2013 года. Стоимость участка с кадастровым номером 50:11:0050501:0059 - 45 862 801.20 рублей, 50:11:0020401:0001 в размере 33 770 500.00 рублей и 50:11:0020302:0004 в размере 33770 500.00 рублей.
Административный истец полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему участков необоснованно завышена, чем затронуты права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости участков представил отчет N052/011/15 об оценке рыночной стоимости участков подготовленный оценщиком ООО "Сенат оценка" согласно которого рыночная стоимость участков определена в следующем размере: участка с кадастровым номером 50:11:0050501:0059 - 14 289 784 рублей, 50:11:0020401:0001 в размере 14 152 987 рублей и 50:11:0020302:0004 в размере 14 310 010 рублей.
По итогам проведения экспертизы на подтверждение стоимости отчета об оценке, по мнению НП СОО "МПО" отчет об определении рыночной стоимости участков соответствует требованиям Федерального закона об оценочной деятельности в РФ, Федеральным стандартам оценки. Экспертным советом дано положительное заключение на отчет об оценке.
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)". Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области представлены письменные объяснения, согласно которым при исследовании отчета об определении рыночной стоимости участков истца представленного в качестве доказательства выявлены нарушения норм действующего законодательства об оценочной деятельности, что повлекло, по мнению Министерства, недостоверное определение рыночной стоимости объектов.
На аналогичные замечания о допущение оценщиком при составлении отчета Федеральных стандартов об оценке указала в своем решении Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области отклоняя на заседании, проведенным 22 января 2016 года поданное 31 декабря 2015 года административным истцом заявление.
По ходатайству административного ответчика судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, направленная на проверку отчета и определение рыночной стоимости участков на дату определения кадастровой стоимости, проведение которой поручено эксперту НП "Деловой союз судебных экспертов" Мозговому И.В..
По заключению эксперта N050/06/2016-ЭЗ от 10 июня 2016 года эксперт пришел к выводу, что оценщиком ООО "Сенат оценка" при составлении отчета об оценке участков административного истца допущены нарушения требований федеральных стандартов об оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Эксперт определилрыночную стоимость объектов оценки, а именно: участка с кадастровым номером 50:11:0050501:0059 - 19 113 384.64 рублей, 50:11:0020401:0001 в размере 25 030 406,84 рублей и 50:11:0020302:0004 в размере 25 170 981.89 рублей.
С данным заключением в части определения размера рыночной стоимости не согласился административный истец, указав, в возражениях, что экспертом при расчете рыночной стоимости не учтены операционные затраты на транспортировку топлива от нефтебазы до АЗС.
В судебном заседании судом допрошен эксперт Мозговой И.В., который подтвердил доводы административного истца, указав, что при расчете рыночной стоимости им действительно не учтены операционные затраты на транспортировку топлива от нефтебазы до АЗС, представив дополнение к заключению от 10 июня 2016 года (л.д.130 том 2) рыночная стоимость экспертом рассчитана в следующем размере участка с кадастровым номером 50:11:0050501:0059 -17 058 094 рублей, 50:11:0020401:0001 в размере 21 148 438.50 рублей и 50:11:0020302:0004 в размере 21 364 939.00 рублей.
С данным дополнительным заключением в части определения размера рыночной стоимости не согласился представитель Министерства имущественных отношений МО, указав, что эксперт при определении чистого операционного дохода единого объекта недвижимости на основе доходов от аренды магазина и реализации топлива применен налог на реализацию ГСМ (горюче смазочные материалы) 25 %, однако данный налог с 01 января 2012 года не исчисляется и не уплачивается.
Явившийся в судебное заседание эксперт Мозговой И.В. указал, что он ошибочно применил данный налог при расчете рыночной стоимости и представил дополнительный к экспертизе расчет от 17 октября 2016 года (л.д.170) согласно которого скорректированная рыночная стоимость объектов составила: участка с кадастровым номером 50:11:0050501:0059 - 18 114 473.11 рублей, 50:11:0020401:0001 в размере 24 780 927.36 рублей и 50:11:0020302:0004 в размере 24 736 078.37 рублей.
С дополнительным заключением стороны ознакомлены, заключение не оспаривали.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Поскольку заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к экспертному заключению, отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и с учетом дополнений и пояснений эксперта в судебном заседании мотивировано, выводы обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами суд руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Закона об оценочной деятельности, признает заключение эксперта НП "Деловой союз судебных экспертов " Мозгового И.В. N50/06/2016-ЭЗ от 10 июня 2016 года с учетом дополнений от 17 октября 2016 года доказательством, подтверждающим рыночную стоимость участков истца.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость участков определенная судебным экспертом не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этого участка, т.е. на 01 января 2013 года.
Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.
Установленная в отчете об оценке рыночная стоимости земельных участков подготовленного оценщиком ООО "Сенат оценка" рыночная стоимость участков не является достоверной и не может быть принята судом в качестве новой кадастровой стоимости участков.
С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных на предмет достаточности и допустимости, исходя из того, что экспертным заключением установлена рыночная стоимость земельных участков, а также с учетом п.3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, новая кадастровая стоимость участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, на дату установления их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований исходя из результатов судебной экспертизы.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N567-РМ от 26 ноября 2013 года утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель промышленности на территории Московской области, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельных участков истцов.
Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка установленной в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 г., ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административные исковые заявление общества с ограниченной ответственностью "Транс АЗС Красногорск" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью - удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка земельного участка категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения многофункционального автозаправочного комплекса, площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050501:0059, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, п.о. Ильинское, автомагистраль "Балтия", 29-й км., "ТрансАЗС-Красногорск" по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 18 114 473.11 рублей;
земельного участка категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения многофункционального автозаправочного комплекса, площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020401:0001, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, Пятницкое шоссе, 7 км. (справа) в районе поворота на д. Марьино по состоянию на 01 января 2013 года в размере рыночной стоимости 24 780 927.36 рублей;
и земельного участка категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения многофункционального автозаправочного комплекса, площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020302:0004, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, Пятницкое шоссе, 9 км. (слева) в районе поворота на АКП "Отрадное" по состоянию на 01 января 2016 года в размере рыночной стоимости 24 736 078.37 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости установленной решением суда применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области о пересмотре их кадастровой стоимости считать 31 декабря 2015 года.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Требования ООО "Транс АЗС Красногорск" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости определенной в отчете N052-011/15 от 12 ноября 2015 года об оценке подготовленным оценщиком ООО "Сенат Оценка" - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.