Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Махортых Эдуарда Ивановича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Махортых Э.И., 28 апреля 2016 года обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью.
В обоснование требований, истец указывает, что является собственником участка категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадью 44 378 кв. метров, кадастровый номер 50:29:0000000:47708, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, СП Фединское, вблизи д. Петровкое.
Размер утвержденной государственной кадастровой оценки участка определенной по состоянию на 11 января 2013 года значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права истца как налогоплательщика.
Просит установить кадастровую стоимость участка в размере его рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценке в размере определенной в отчете об оценке, подготовленным оценщиком ООО "ФандОценка".
В судебное заседание представитель административного истца, не оспаривая результатов проведенной по делу судебной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил суд установить в отношении принадлежащего истцу земельного участка кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в размере 7 442 559 рублей, определенном судебным экспертом ООО "ИОЛА.Объективная оценка".
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании не оспаривал право заявителя на установление кадастровой стоимости принадлежащего участка в размере определенном судебной экспертизой и не возражал против заявленных требований с учетом их уточнения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по МО и Министерства экологии природопользования Московской области в суд представителей не направили. Извещены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:29:0000000:47708, расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский район, СП Фединское, вблизи д. Петровкое.
Право собственности истца зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по МО, о чем представлено свидетельство.
По данным кадастрового паспорта участок поставлен на кадастровый учет, установлены его границы. Участок имеет категорию земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N564-РМ от 26.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области проведенной по состоянию на 01 января 2013 года.
Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель формировался по состоянию на 01 января 2013 года.
Из справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, следует, что оспариваемая кадастровая стоимость участка в размере 106 622 139 рублей определена по состоянию на 11 января 2013 года (л.д.12) в связи с выделом земельного участка истца из иного земельного участка.
Административный истец полагая, что кадастровая стоимость принадлежащего ему участка необоснованно завышена, чем затронуты его права по несению налогового бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости участка административным истцом представлен отчет об определении рыночной стоимости участка N 474/15 подготовленный оценщиком ООО " ФандОценка" от 17 декабря 2015 года, рыночная стоимость участка определена оценщиком по состоянию на 11 января 2013 года в размере 2 241 000 рублей.
На указанный отчет получено экспертное заключение саморегулируемой экспертной организации.
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)". Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности). В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки. В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области предоставлены письменные пояснения согласно которых в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка административного истца, выявлены замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета принципов существенности и обоснованности, закрепленных Федеральными стандартами об оценке. Судом в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца назначена по делу судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "ИОЛА. Объективная оценка" Липпонен Ю.С.В заключение NСЭ-135/2016 от 20 августа 2016 года эксперт пришел к выводу, что отчет, об оценке рыночной стоимости, представленный по заказу истца составлен с нарушением принципов обоснованности, однозначности, проверяемости, информация использованная оценщиком, не является достаточной и проверяемой, что привело к необоснованному выводу о рыночной стоимости земельного участка. Рыночная стоимость объекта исследования экспертом определена в размере 7 442 559 рублей по состоянию на дату кадастровой оценке. Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.При проведении исследования эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости. Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. С учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что указанная в заключение эксперта ООО "ИОЛА. Объективная оценка" итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной и подлежит установлению в качестве кадастровой стоимости.В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельного участка не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости участка. Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости равной рыночной на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы.Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Как следует из материалов дела, Махортых Э.И. обратился о пересмотре кадастровой стоимости участка с заявлением 30 декабря 2015года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
Заявление Комиссией к рассмотрению принято не было. Уведомлением 20 января 2016 г. N 50-10а-10-383/16 подготовлено сотрудником Управления, на которую возложены полномочия секретаря Комиссии заявление возвращено. В уведомлении содержится фактический отказ в рассмотрении заявления Мохортых Э.И. о пересмотре кадастровой стоимости Комиссией.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", представленное истцом уведомление Управления при указанных выше обстоятельствах является надлежащим подтверждением обращения административного истца об оспаривании кадастровой стоимости в 2015 году поэтому, суд полагает, что сведения о кадастровой стоимости установленной решением суда применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2015 года.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N564-РМ от 26 ноября 2013 года утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость участка истца.
Таким образом, период действия кадастровой стоимости участков, установленный в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на 11 января 2013 года, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.
Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Махортых Эдуарда Ивановича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью поданное в Московский областной суд 28 апреля 2016 года - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадью 44 378 кв. метров, с кадастровым номером 50:29:0000000:47708, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, СП Фединское, вблизи д. Петровкое по состоянию на 11 января 2013 года в размере 7 442 559 (семь миллионов четыреста сорок две тысячи пятьсот пятьдесят девять) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости установленной решением суда применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2015 года.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.