Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Железном А.К.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело "данные изъяты"а-796/2016 по административному исковому заявлению Воробьевой Е. И., Доминской В. Н., Пинченко Ю. Н., Точиловой В. В. об оспаривании решения Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты"-НПА "О согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги" (в редакции от "данные изъяты")
установил:
Совет депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района "данные изъяты" "данные изъяты" принял решение "данные изъяты"-НПА "О согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги", в соответствии с которым в городском поселении Монино согласован предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 133,7% (п.1). В решении также указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с "данные изъяты", а само решение подлежит направлению Главе городского поселения Монино для подписания и опубликования в газете "Монинский вестник" и размещения его текста на официальном сайте администрации данного муниципального образования в сети "Интернет" (п ... 2, 3) (л.д.10).
Решением Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" в п. 2 решения от "данные изъяты" "данные изъяты"-НПА внесены изменения, в соответствии с которыми действие данного правового акта распространяются на правоотношения, возникшие с "данные изъяты" (л.д.11).
Жители городского поселения Монино Щелковского муниципального района "данные изъяты" Воробьева Е.И., Доминская В.Н., Пинченко Ю.Н. и Точилова В.В. обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании названного решения Совета депутатов данного муниципального образования от "данные изъяты" "данные изъяты" (в редакции от "данные изъяты"), ссылаясь на его противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Административные истцы также указывают на нарушение их (истцов) жилищных прав оспариваемым актом, поскольку вследствие его принятия размер платы граждан за коммунальные услуги необоснованно увеличился на 33,7%, что значительно превышает предельный индекс изменения размера данной платы, установленный "данные изъяты" для городского поселения Монино (9,5% - с "данные изъяты").
В судебном заседании административные истцы Доминская В.Н., Точилова В.В. и представитель всех истцов - Тюшевский С.В. поддержали заявленные требования, просили признать оспариваемое решение Совета депутатов недействующим.
Административные истцы - Воробьева Е.И. и Пинченко Ю.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района "данные изъяты" - Малышева О.В. и представитель заинтересованного лица - Комитета по ценам и тарифам "данные изъяты" - Ляшко Н.А. возражали против удовлетворения административного искового заявления, полагая оспариваемый правовой акт ненормативным, не порождающим каких-либо правовых последствий для жителей муниципального образования. Увеличение для данных граждан платы за коммунальные услуги с "данные изъяты" произошло не вследствие принятия оспариваемого акта от "данные изъяты", а по причине смены ресурсоснабжающей организации на организацию, осуществляющей поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные дома городского поселения Монино по более высоким (по сравнению с предыдущей организацией) тарифам, утвержденным распоряжением Комитетом по ценам и тарифам от "данные изъяты" "данные изъяты"-Р. Представитель Комитета по ценам и тарифам также пояснил, что в настоящее время администрацией Щелковского муниципального района "данные изъяты" изысканы и направлены администрации городского поселения Монино средства для выплаты населению компенсации в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги. Соответствующее письмо администрации Щелковского муниципального района "данные изъяты" и платежное поручение представлены суду (л.д. 79, 80).
Суд, выслушав административных истцов, явившихся в судебное заседание, их представителя, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное дело подлежащим направлению по подсудности в Щелковский городской суд "данные изъяты", приходит к следующему.
Перечень административных дел, подсудных по первой инстанции областному суду, приведен в ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно п. 36 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" (далее - Основы), предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях утверждаются на основании утвержденных Правительством Российской Федерации индексов по субъекту Российской Федерации и отклонения по субъекту Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг представительный орган муниципального образования вправе принять решение о согласовании или об отказе в согласовании проекта акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об установлении предельного индекса в муниципальном образовании в размере, превышающем индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления такого проекта (п. 43, 44 Основ).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании решения принятого представительным органом муниципального образования принимает решение об утверждении предельного индекса в размере, определенном проектом акта об установлении предельного индекса, - в случае его согласования либо утверждает предельный индекс в размере, не превышающем индекса по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, - в случае отказа в таком согласовании (п.п. "а", "б" п. 45 Основ).
Представительные органы местного самоуправления вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с инициативой об установлении предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации (п. 47 Основ).
Таким образом, в силу названных норм, представительный орган муниципального образования не наделен полномочиями по установлению предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, а наделен правом инициативы установления данного индекса и согласования проекта о его установлении. Установление указанного индекса относится к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в "данные изъяты" - "данные изъяты", возглавляемого "данные изъяты".
Из текста оспариваемого решения Совета депутатов городского поселения Монино следует, что данный акт не устанавливает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, а согласовывает его.
Как пояснил представитель ответчика, термин "согласование" в решении Совета депутатов применен некорректно, поскольку проект "данные изъяты" об установлении нового предельного индекса депутатам на согласование не представлялся. Фактически принятие "данные изъяты" Советом депутатов оспариваемого решения было попыткой инициировать, в порядке п. 47 Основ, узаконение повышения тарифов для населения на тепловую энергию, произошедшего с "данные изъяты", в связи с заменой ресурсоснабжающей организации. Однако данная инициатива органа местного самоуправления так и не была реализована в установленном порядке и предельный индекс, утвержденный постановлением "данные изъяты", остался прежним.
Судом установлено, что распоряжением Комитета по ценам и тарифам "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты"-Р тарифы в сфере теплоснабжения для населения городского поселения Монино с "данные изъяты" снижены до прежних показателей (л.д.29-31), а вопрос о компенсации населению затрат на оплату с "данные изъяты" до "данные изъяты" коммунальных услуг по необоснованно повышенным тарифам, в настоящее время решается.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты"-НПА "О согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги" (в редакции от "данные изъяты") не содержит правовых норм (правил поведения), не влечет каких-либо правовых последствий для неопределенного круга лиц, соответственно не обладает признаками нормативного правового акта и в качестве такового не может оспариваться в Московском областном суде.
В силу положений ст. 19, ст. 22 КАС РФ, заявленные требования Воробьевой Е.И. и других об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления подлежат рассмотрению в Щелковском городском суде "данные изъяты".
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству суда с нарушением правил подсудности.
Руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ, суд
определил:
административное дело "данные изъяты"а-796/2016 по административному исковому заявлению Воробьевой Е. И., Доминской В. Н., Пинченко Ю. Н., Точиловой В. В. об оспаривании решения Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты"-НПА "О согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги" (в редакции от "данные изъяты") передать по подсудности в Щелковский городской суд "данные изъяты" для рассмотрения по существу.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение 15-ти дней.
Судья Власова М.Г,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.