Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО18,
судей ФИО20
при секретаре ФИО15
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4- ФИО24, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 на неправомерные действия Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес"
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГг., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО18, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы ФИО7 Ф.Х., ФИО7 М.Х., ФИО7 З.Х., ФИО7 М.Х. и ФИО7 А.Х. обратились в суд с административным исковым заявлением к УВМ МВД по "адрес", в котором оспаривают законность действий УФМС России по "адрес", выразившихся в отказе в продлении им срока действия статуса вынужденного переселенца. В обоснование своих требований административные истцы указывают, что они в установленном законом порядке признаны вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, своевременно проходят переучет в миграционной службе. При их очередном обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца административный ответчик отказал им в его продлении ввиду того, что согласно выписке из ЕГРП за ФИО7 Ф.Х. на праве собственности было зарегистрировано жилье площадью 75,1 кв.м., расположенное по адресу: "адрес". Считая данный отказ нарушающим их право на жилищное обустройство на новом месте жительства, просят суд признать указанные действия административного ответчика неправомерными, возложить на УВМ МВД по "адрес" обязанность по продлению им срока действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вынесения решения по настоящему административному исковому заявлению, а также восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии административного искового заявления в части требований административных истцов о возложении на УВМ МВД по "адрес" обязанности по восстановлению их в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании административный истец ФИО7 Ф.Х. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель МВД по "адрес" ФИО16 требования административных истцов не признала, просила в их удовлетворении отказать.
По заявлению административных истцов ФИО7 М.Х., ФИО7 З.Х., ФИО7 М.Х. и ФИО7 А.Х. административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.
На указанное решение административными истцами подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения. Административные истцы указывают, что жилье было приобретено ФИО7 Ф.Х. с использованием средств материнского капитала в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и не решило вопрос их жилищного обустройства. Кроме того, авторы жалобы ссылаются на то, что они своевременно обратились к административному ответчику с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и своевременно обжаловали отказ административного ответчика в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца ФИО7 Ф.Х. и ее представителя ФИО17, поддержавших доводы жалобы, представителя административного ответчика ФИО16, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики. Срок действия статуса вынужденного переселенца был продлен им до ДД.ММ.ГГГГг.
Из уведомления УФМС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг. усматривается, что в удовлетворении заявления административных истцов о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца отказано в связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО7 Ф.Х. и ФИО7 Х.А. принадлежал жилой дом общей площадью 75,1 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд сослался на ч. 8 ст. 219 КАС РФ, согласно которой пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судебная коллеги не соглашается с таким выводом суда на основании следующего.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Назрановский районный суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий УФМС России по "адрес". При этом они ссылались на имеющийся в материалах настоящего административного дела отказ УФМС России по "адрес" в удовлетворении их заявления о продлении им срока действия статуса вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ N.
Определением Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное административное заявление оставлено без рассмотрения.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что административные истцы обратились в Назрановский районный суд с заявлением об обжаловании действий административного ответчика в установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок.
После оставления ДД.ММ.ГГГГ Назрановским районным судом административного искового заявления ФИО7 без рассмотрения, ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Магасский районный суд с аналогичными исковыми требованиями.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что срок обращения в суд пропущен административными истцами по уважительной причине.
В соответствии с п.4 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N-I "О вынужденных переселенцах" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Судом апелляционной инстанции установлено, что административными истцами до истечения срока действия статуса вынужденного переселенца в УФМС России по "адрес" было подано заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно постановлению Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N норма жилой площади для постановки на очередь для улучшения жилищных условий на одного человека установлена в 10 кв. метров.
Как усматривается из материалов дела, семья административных истцов состоит из 8 человек.
В соответствии с установленной постановлением Правительства Республики Ингушетия учетной нормой для жилищного обустройства семьи ФИО7 необходимо 80 кв. метров жилья, в то время как приобретенное административным истцом ФИО7 Ф.Х. и ее супругом жилое помещение составило лишь 75,1 кв.метров.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы административного ответчика о том, что у административных истцов отсутствуют обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства, являются необоснованными.
Других доказательств жилищного обустройства административных истцов в деле не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований административных истцов.
Руководствуясь п. 2 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу административных истцов удовлетворить.
Решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4- ФИО23 ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 на неправомерные действия Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес" отменить, вынести по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить.
Признать действия Управления Федеральной миграционной службы по "адрес", выразившиеся в отказе в продлении ФИО4 ФИО21, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 срока действия статуса вынужденного переселенца, неправомерными.
Обязать Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по "адрес" продлить ФИО4- ФИО22, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО3 срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.