Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Устаевой Н.Х.,
судей Алиевой Э.З. и Хираева Ш.М.,
при секретаре Джамалдиновой С.А.
с участием прокурора Исмаиловой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салмановой А.К. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации о восстановлении на работе и возмещении морального вреда по апелляционной жалобе ответчика, подписанной начальником Управления А.А.Гусейнаевым, на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 26 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Салмановой А. К. удовлетворить частично.
Признать приказ начальника Управления N от "дата" незаконным и восстановить Салманову А. К. в должности начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан.
Взыскать с Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан в пользу Салмановой А. К. среднемесячный заработок в размере "." рублей, а также в счет компенсации морального вреда "." рублей, всего взыскать- "." рублей.
Обратить решение суда в части восстановления на работе к немедленному исполнению".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., объяснения представителя ответчика по доверенности ШахманаеваУ-Х.Ш., просившего решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, возражения Салмановой А.К., просившей решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
Установила:
Салманова А.К. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан о восстановлении на работе и возмещении морального вреда.
В обоснование иска указано, что 28 октября 2009 с ней заключен служебный контракт на неопределенный срок, в соответствии с которым она замещает должность начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
Приказом начальника Управления N от "дата" освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы с 01 июля 2016.
Считает увольнение незаконным, необоснованным по следующим основаниям. Приказ об увольнении принят в нарушении ст.60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст.60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", приказа Министерства юстиции Российский Федерации (Минюст России) от 29 октября 2012 г. N 196 г. Москва "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих" замещаемая истцом должность включена в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация.
В связи с этим к служебному контракту Салмановой А.К. на неопределенный срок было заключено дополнительное соглашение, с указанием, что замещаемая должность гражданской службы находится в перечне должностей, по которым предусмотрена ротация, и новый срок ее замещения - по 30 июня 2016 г.
Приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2015 N74 утвержден план ротации Управления на 2016 год, в котором указано, что должность начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, замещаемая Салмановой А.К., подлежит ротации с должностью начальника отдела по делам некоммерческих организаций.
В нарушение ст.60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", истец не была предупреждена об истечении срока действия служебного контракта за три месяца, и ей не была предложена иная должность для замещения в порядке ротации. Вместо этого истца уведомили о расторжении срочного контракта и увольнении. 4 июля 2016 года истца по телефону известила о приказе об увольнении начальник отдела по обеспечению деятельности Управления Капиева М.
Истец также заявляет, что незаконное увольнение причинили ей нравственные и физические страдания, в связи с чем она заболела, перенесла гипертонический криз, не могла должным образом ухаживать за своим малолетним ребенком инвалидом.
С заявлением о нарушении своих трудовых прав истец обратилась в прокуратуру Республики Дагестан. По поручению прокуратуры Государственная инспекция труда по Республике Дагестан провела проверку и по результатам проверки от "дата" вынесено предписание начальнику Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан N об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Данное предписание управлением не исполнено.
Также прокуратурой Республики Дагестан 26 июля 2016 начальнику Управления Минюста России по Республике Дагестан принесен протест на предмет отмены приказа об увольнении Салмановой от "дата" N. Протест прокуратуры Республики Управлением не рассмотрен.
Просит суд признать приказ начальника Управления N от "дата" незаконным и восстановить на прежней работе в должности начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции российской Федерации по Республике Дагестан, взыскать с Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан среднюю заработную плату за время вынужденного прогула за период с 30 июня 2016 г. по день вынесения судебного решения, и возместить причиненный незаконным увольнением моральный вред в размере N рублей.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит указанное решение отменить по следующим основаниям.
В решении суд указывает, что стороной ответчика, т.е. Управлением Минюста России по Республике Дагестан достоверные доказательства, обосновывающие законность издания приказа об увольнении от "дата" N, суду не представлены.
Данный вывод суда является неверным, поскольку ответчиком были представлены все достоверные доказательства законности приказа от "дата" N со ссылкой в обоснование на нормы и положения действующего законодательства.
Увольнение работника по истечении срока служебного контракта не является увольнением по решению работодателя.
Сам по себе факт включения должности, замещаемой Салмановой А.К в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация, и утвержденный приказом Управления от 29 декабря 2015 N74 план ротации Управления на 2016 год, в котором указано, что должность начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, подлежит ротации с должностью начальника отдела по делам некоммерческих организаций не означает, что Управление обязано было предложить ей указанную ротационную должность и в случае отказа иную должность гражданской службы.
В соответствии с ч.9 ст.60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае отказа от предложенной
для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 указанной статьи, гражданскому служащему не позднее, чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.
Таким образом, в указанном федеральном законе N79-ФЗ ни в одной статье не закреплена норма, обязывающая работодателя, в данном случае Управление Минюста России по Республике Дагестан, предложить работнику ротационную или иную должность гражданской службы. Работодатель может предложить, но может и не предложить исходя из норм указанного федерального закона N79-ФЗ.
Тем более, что в указанном федеральном законе N79-ФЗ содержится другая норма (ст.33 п.2), в соответствии с которым общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта.
Полагаем, что нормы ст.60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не отменяют нормы, закрепленные в ст.33 этого же федерального закона.
В соответствии с указанной нормой и п.1 ст.35 указанного федерального закона N79-ФЗ уведомлением от "дата" Салманова А.К. была предупреждена о расторжении с ней срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33
Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
С данным уведомлением Салманова А.К. 01 июня 2016 г. ознакомлена и оно ей вручено.
"дата" издан приказ N Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан об увольнении Салмановой А.К. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ч.1 ст.60.1 указанного федерального закона N79-ФЗ ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы
и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.
В данном случае говорить о повышении эффективности гражданской службы нельзя говорить, так как свои должностные обязанности Салманова А.К. выполняла не добросовестно и ненадлежащим образом, что подтверждается материалами служебной деятельности Салмановой А.К. и аналитической справкой по адвокатуре за 12 месяцев 2015 года от "дата" N (материалы имеются в деле).
Суду апелляционной инстанции направляет новые материалы в доказательство своих доводов о ненадлежащем исполнении Салмановой А.К. своих должностных обязанностей.
Данные материалы не могли быть представлены при рассмотрении суду первой инстанции, поскольку получены Управлением после вынесения решения судом первой инстанции.
В связи с этим просит суд апелляционной инстанции принять данные материалы к рассмотрению и исследовать в ходе апелляционного рассмотрения.
Все возложенные на отдел функции и плановые мероприятия
исполняются под непосредственным прямым руководством и
постоянным контролем за своевременностью и качеством исполнения
документов со стороны отдела обеспечения Управления после
неоднократных напоминаний.
Из 247 рабочих дней за 2015 год Салманова А.К. работала только 125 дней, а 122 дня находилась на больничном, в отпуске. Также из 247 рабочих дней за 2014 год Салманова А.К. работала 149 дней, а 98 дней находилась на больничном, в отпуске. Из 117 рабочих дней за первое полугодие 2016 года Салманова А.К. работала 62 дня, а 55 дней находилась на больничном и в отпуске.
Отсутствуя на работе практически по полгода каждый год, Салманова А.К. не могла и не обеспечивала выполнение функций и плановых мероприятий отдел надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7.1 части 4 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы в порядке ротации.
В соответствии с п. 7 ст.60.1 Федерального закона от 27 июля 200 4 N79 - ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы.
Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.
Перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
Как указано в Методических рекомендациях от 30 апреля 2013 г. "Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти" под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в установленном порядке назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.
Ротация на гражданской службе не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания. Вместе с тем результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы должны учитываться при определении
иной должности, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации.
Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы.
Таким образом, ротация предполагает горизонтальное перемещение, что предполагает ее проведение в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданских служащих.
По сути, должность, на которую назначается гражданский служащий в порядке ротации, должна быть равнозначной ранее замещаемой должности.
В соответствии со ст.60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", приказа Министерства юстиции Российский Федерации (Минюст России) от 29 октября 2012 г. N 196 г. Москва "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих", замещаемая Салмановой А.К. должность включена в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация.
В связи с этим к служебному контракту Салмановой А.К. от "дата" на неопределенный срок было заключено Дополнительное соглашение от "дата" N.
Пунктом 4 указанного Дополнительного соглашения N определено, что данное Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью служебного контракта и вступает в силу с 1 января 2013 г.
Срок окончания срочного Служебного контракта, как отмечено выше, был установлен 30 июня 2016г.
С данным Дополнительным соглашением Салманова А.К. была ознакомлена, один экземпляр Дополнительного соглашения получила.
Судом установлено, что уведомлением от "дата"г. Салманова А.К. была предупреждена о расторжении с ней срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с п.2 части 1 ст.33 Федерального Закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от "дата" N служебный контракт с Салмановой А.К. расторгнут, она освобождена от замещаемой должности начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с истечением срока действия служебного контракта (п.2 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 N79 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Основанием приказа об увольнении указаны служебный контракт от "дата", уведомление от "дата" N.
Между тем, порядок проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих регламентирован ст. 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". П.З. Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что осуществление ротации федеральных государственных гражданских служащих осуществляется в соответствии с утверждаемым планом проведения ротации.
В соответствии с требованием ч.7 ст.60.1 указанного закона назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы.
Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта должно осуществляться представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.
В уведомление об изменении существенных условий служебного контракта включается следующая информация:
- указание на изменение в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" существенного условия служебного контракта, связанного с нахождением должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне, а также срока служебного контракта;
- срок действия срочного служебного контракта, включая дату истечения указанного срока;
- указание на основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (п.7 ч.1 ст.33 Федерального Закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации") в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п.6.1 Методических рекомендаций от 30 апреля 2013 г. "Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти").
Из приведенных норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения следует, что законодателем установлен более длительный срок для предупреждения гражданского служащего о его переводе в порядке ротации (например, по сравнению со сроком предупреждения при сокращении штатов), что связано с необходимостью получения согласия гражданского служащего на такой перевод, а также с решением иных организационных вопросов (например, вопросов переезда в другую местность семьи гражданского служащего).
Устанавливая порядок ротации гражданских служащих, законодатель предусмотрел возможность отказа гражданского служащего от замещения должности гражданской службы в порядке ротации. Такое право согласуется со ст.37 Конституции РФ, согласно которой труд в РФ свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Частью 8 вышеуказанного закона устанавливаются случаи, при которых гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации.
В связи с тем, что указанные в законе причины отказа от перевода на ротируемую должность являются объективными и уважительными, законодатель предусматривает и в этом случае возможность продолжения гражданским служащим гражданской службы.
Для этого гражданскому служащему не позднее, чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта, в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданского служащего.
Получив письменно предложение, гражданский служащий принимает одно из двух решений:
- дает свое согласие на назначение на предложенную должность гражданской службы. В этом случае гражданский служащий после истечения срока его служебного контракта назначается на предложенную должность;
- отказывается от замещения предложенной должности гражданской службы.
В этом случае гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о государственной гражданской службе.
Как усматривается из материалов дела, Приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации от "дата" N утвержден план ротации Управления на 2016 год, в котором указано, что должность начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, замещаемая Салмановой А.К., подлежит ротации с должностью начальника отдела по делам некоммерческих организаций, которая для замещения в порядке ротации ей не предложена.
Также из материалов дела усматривается, что Салманова не отказывалась от проведения ротации, ротируемая должность ей предложена не была, отказа от замещения ее ротируемой должности заявлено не было, в связи с чем не имелось оснований для ее увольнения с гражданской службы и прекращения служебного контракта в соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Кроме того, в нарушение п.7 ст.60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Салманова А.К. не была предупреждена об истечении срока действия служебного контракта за три месяца.
При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания и соблюдения порядка увольнения возлагается на работодателя.
С учетом изложенного, судом обоснованно по настоящему делу обязанность по доказыванию законности увольнения Салмановой А.К. возложена на ответчика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что стороной ответчика достоверные доказательства, обосновывающие законность издания приказа об увольнении от "дата" N, суду не представлены.
Выводы суда первой инстанции о нарушении ответчиком норм материального права при увольнении истца и его восстановлении на работе являются законными, основанными на материалах дела.
Остальные требования Салмановой А.К. являются производными от требований о восстановлении на работе, при удовлетворении которых также должны быть удовлетворены.
Кроме того, апелляционная жалоба ответчика также не содержит доводов, по которым просит в остальной части решение суда отменить.
Доводы представителя ответчика на то, что свои должностные обязанности Салманова А.К. выполняла не добросовестно и ненадлежащим образом, что подтверждается материалами служебной деятельности Салмановой А.К. и аналитической справкой по адвокатуре за 12 месяцев 2015г. от "дата" N, правового значения не имеют, поскольку истец не освобождена от занимаемой должности в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, решение постановленопри соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 26 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в шестимесячный срок.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.