Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Магадовой А.В., Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Джамалдиновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника правового управления администрацию городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" по доверенности Мурадова С.Г. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 12 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Шугаева Г.М., к Администрации ГОсВД "город Махачкала", удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" предоставить Шугаеву Г. М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером не ниже установленных социальных норм, сроком на 5 лет".
Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., судебная коллегия
установила:
Шугаев Г.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" обязать Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" предоставить ему в черте границ муниципального образования городской округ "город Махачкала" благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером не ниже установленных социальных норм в порядке очереди в списках для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сроком на 5 лет.
В обоснование исковых требований указал, что он является социальной сиротой по решению суда и состоит на жилищном учете в городе Махачкала.
Согласно решению суда от 05.07.2007 года его родители были лишены родительских прав.
В мае 2016 года он обратился в администрацию города Махачкалы, чтобы ему предоставили жилье, ему отказано, указав, что будет обеспечен жильем согласно установленной очереди.
Считает, что ответчик нарушил его права предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1999 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей на момент окончании им учебного заведения, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Мурадов С.Г. просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шугаева Г.М. к Администрации ГОсВД "город Махачкала" отказать в полном объеме.
Считает, решение суда незаконным и необоснованным и принятым с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы указывает, что согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с частью 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2)утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от
29.02.2012 N 15-ФЗ;
3)гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодексе перечне, из которого следует, что лицам, состоящим в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для улучшения жилищных условие предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, так как они подпадают под ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
Управлением по жилищным вопросам Администрации г. Махачкалы был дан ответ заявителю о том, что он состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей для улучшения своих жилищных условий, что его жилищные условия будут улучшены в соответствии с установленной очередностью, что полностью соответствует законодательству и не ущемляет право заявителя.
Администрация г. Махачкалы не нарушила законные права и интересы истца, и действовала в соответствии с действующим законодательством.
Нормы о предоставлении жилого помещения вне очереди детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исключены из ЖК РФ.
Истец Шугаев Г.М. и представитель ответчика Мурадов С.Г. в суд апелляционной инстанции не явились извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, и о причинах неявки не сообщили.
В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам главы 39 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением требований ст. ст. 195,196 ГПК РФ и неправильным применением норм материального права.
Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей внесены изменения в ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N и 159 -ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" согласно которым изменена порядок обеспечения лиц указанных категорий жилыми помещениями и указанные изменения вступили в силу с 1 января 2013 года.
Согласно ч. 2 ст.4 ФЗ от 29.02.2012 N15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29.03.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессиональною образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на 5 (пять) лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Республики Дагестан "О внесении изменения в статью 8 Закона Республики Дагестан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 3 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Дагестан" (далее - Закон) установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Дагестан.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).
Судом установлено, что Шугаев Г.М. "." года рождения, принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением Администрации ГО "город Махачкала" N 82 от 26.06.2007 г., и состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по г. Махачкале с 11.11.2014 г. под N483.
Как видно из материалов дела, Администрация ГОсВД "город Махачкала" Шугаев Г.М. принят на учет для предоставления указанной меры социальной поддержки. Право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в ГОсВД "город Махачкала" имеют 482 граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее Шугаева Г.М. обратились к ответчику за получением такой меры социальной поддержки.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением последовательности принятия на учет согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно сделан вывод, сославшись на постановление Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 года N 161 "Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан", которое не соответствует в настоящее время нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истцу не отказано в предоставлении жилого помещения как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, Администрация поставила его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в списке очередности "дети-сироты" по г. Махачкала с 11.11.2014г. N 483, в установленном законом порядке в качестве лица имеющего право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для удовлетворения исковых требований Шугаева Г.М. о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения из специализированного жилищного фонда, не имелось.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя ГОсВД "город Махачкала" Мурадова С.Г. удовлетворить.
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 12 июля 2016 года отменить.
В удовлетворении иска Шугаева Г.М. к Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения размером ни ниже установленных социальных норм, сроком на 5 лет- отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.